Главное, Школа и вуз

Сказка не стала былью

Директор Суккозерской школы Любовь Владимировна Лакшевич показывает проектКрасивый проект Суккозерской школы так и не был до конца воплощен в жизнь. Будет ли сделана работа над ошибками?

 

Поселок Суккозеро находится в Муезерском районе, почти в 300 километрах от Петрозаводска. Одноэтажные деревянные дома, покосившиеся заборчики, дороги без асфальта, пара колодцев с водой… На таком фоне трехэтажная современная школа кажется попавшей сюда из другой жизни. На селе многие дети  живут в домах с печным отоплением и туалетом на улице, а здесь стеклопакеты, вымощенная плиткой дорожка, пандусы, лифт в самом здании, широкие коридоры, уютные  классы, просторная библиотека, душевые кабины и санузлы. Не всё, однако,  так сказочно.

 

Открытие пять лет назад новой школы, которую строили к 90-летию республики,  стало настоящим праздником для всех. Тогда у суккозерцев появилась надежда, что в ближайшие годы к основному зданию пристроят еще два корпуса, в которых разместятся столовая, спортзал, мастерские и интернат. Таким был утвержденный проект архитектора Любови Хроминой. Власть обещала его реализовать, иначе проект терял свой первоначальный замысел и функциональность, о которой и школьники, и учителя вспоминают каждый день. Похоже, не ставился вопрос, насколько это оправданно – возводить в небольшом поселке три здания вместо одного, которое бы вмещало всё необходимое для небольшой сельской школы.

 

Любовь Тимофеевна Моисеева работает в школе 45 лет. Сейчас она занимается с детками в группе продленного дня, а до этого работала учителем начальных классов.

– Большую часть своей жизни я проработала учителем в школе, которая топилась печками, – вспоминает Любовь Тимофеевна. – Окошечки в здании начальной школы были маленькими, туалет на улице… Нынешняя школа — это практически идеальные условия для учеников и учителей, но не хватает спортивного зала и столовой. Детям негде поиграть в баскетбол, волейбол, а до столовой каждый день приходится идти 400 метров!

школьники идут на обед  в столовую
Школьники идут на обед в столовую
Столовая находится в 400 метрах от здания школы
Столовая находится в 400 метрах от здания школы

Новое здание стало памятником бездеятельности местных властей. Первый корпус давал надежду, что скоро жизнь в поселке пойдет на новый лад, будет школа полного дня для детей и социокультурный центр для жителей поселка. На деле вышло иначе.

 

– Детям даже разогнаться с мячом в этом зале нельзя – сразу окажешься в стене, – с сожалением говорит директор школы Любовь Владимировна Лакшевич.

 

Ее кабинет напомнил мне офис  менеджера. На столе аккуратно разложены документы – видишь их и не возникает вопросов, чем нынче занят директор. Отчетность, соотнесение планов, обсуждение нагрузки и замен, расписание ЕГЭ и ГИА, а еще подготовка выступления на районном заседании по поводу строительства второй очереди школы. Между этими делами – замена уроков физики во всех классах, обед в столовой,  до которой еще надо дойти, переживания за штрафы и предписания, которые выписывают разные инстанции за несоблюдение санитарных норм в таких условиях. В том числе и за то, что в школе нет столовой, которая по проекту быть должна! Ее обещали построить, но вот опять же — директор готовит выступление, чтобы донести до власти мысль о необходимости этого строительства.

 

Уже слышу, как воодушевленно мне начинают доказывать, что нет ничего страшного в том, что школьная столовая находится в другом здании. Действительно, дети и учителя вынуждены двигаться, полноценно питаться и вредные перекусы просто исключены.

 

Холод, метель, дождь, слякоть, пронизывающий ветер, снежные заносы, гололед – в любую погоду дети и взрослые должны идти в столовую, пересекать проезжую часть без зебры и должным образом оборудованного пешеходного перехода, быстро есть и возвращаться обратно. Большая перемена в школе длится 45 минут, большую часть из которых занимает дорога в столовую и обратно.

 

Раньше в этой столовой питались рабочие леспромхоза, а теперь дети. Судя по всем документам, выписанным штрафам и предписаниям, руководству школы только удается починить полы, как начинаются проблемы с проводкой, меняют проводку – протекает крыша. И так по кругу. Сказать, что постоянный вопрос со столовой отвлекает директора школы от  работы – не сказать ничего! Столовая – это вечная головная боль, забыть о которой удается только на июль. Июнь – время лагерей, когда к питанию школьников предъявляют по-прежнему высокие требования и первое, что проверяет комиссия из Суоярви, – столовую. В августе школу готовят к учебному году и снова возобновляются проверки. После приезда комиссий опять приходится платить штрафы и устранять, латать, закупать…

В школьной столовой
В школьной столовой

Здание,  в котором находится столовая, снаружи производит впечатление ветхого, но внутри царит идеальная чистота, на кухне новое оборудование, кастрюли празднично сияют. Завтрак и обед  вкусные. Ребятишки, многие из которых живут в семьях со скромными доходами, с удовольствием едят кашу, не отказываются от супа и радуются сладкому чаю с пышными булочками. Но долго рассиживаться за столом им не приходится: учителя постоянно подгоняют, ведь впереди еще обратный путь в школу.

 

Приготовление еды осложняется тем, что в здании нет водопровода – его нет нигде в поселке, кроме школьного корпуса. Вода из ближнего колодца не соответствует санитарным нормам, поэтому в столовую из школы приносят воду из артезианской скважины. Для этого работнице столовой приходится не меньше восьми раз привезти на тележке 40-литровый бидон с водой. Получается, что женщина за один свой рабочий день проходит не меньше пяти километров только за водой.

 

Сейчас в школе учатся 100 детей. В этом учебном году в первый класс придут семь ребятишек, а выпустят восемь одиннадцатиклассников. В будущем году ситуация аналогичная. В 2017-м из школы уйдет самый многочисленный класс в 20 человек, на смену которому ожидается лишь восемь первоклассников. В 2018 году планируется 14 выпускников и всего семь первоклашек. Эти данные не были секретом, когда принималось решение о строительстве новой школы для Суккозеро. Приблизительные расчеты  вперед на 10-15 лет ведутся и велись постоянно. Потому-то и непонятно, почему такой масштабный проект был принят к реализации. Один из его недостатков в том, что в просторном помещении нет спортзала и столовой. Принцип карельской избы, в которой все необходимое всегда находилось под одной крышей, увы, не учли на самом первом этапе утверждения проекта.

Урок физкультуры Елена Францевна Сас проводит в обычном кабинете
Урок физкультуры Елена Францевна Сас проводит в обычном кабинете

 

 

Несмотря на отсутствие спортзала дети умудряются не просто заниматься физкультурой, а побеждать на соревнованиях – в просторном холле на полках красуются кубки и грамоты. В здании нет столовой, но благодаря грамотной организации все ребята накормлены, занятия идут по расписанию. Нет школьных мастерских, но уроки технологии проходят, а в библиотеке и кабинетах всегда находится место для ребячьх поделок и творчества.

 

Школа работает вопреки всем существующим сложностям, но разве дети, живущие на Севере, в домах без удобств, не заслуживают школы со спортзалом и столовой? Разве учителя, многие из которых отдали школе 10-15-30 лет жизни, не должны трудиться в нормальных условиях и режиме? И почему необходимость строительства второго корпуса школы, который предусмотрен проектом(!), нужно доказывать, ссылаясь на обещания десятилетней давности? И когда же наконец за бездействие ответят не дети с учителями, которые вынуждены приспосабливаться к созданным для них условиям, а конкретные  управленцы? Ведь это они не сумели оценить ситуацию и выбрать для сельской школы подходящий проект, реализацию которого не пришлось бы затягивать на десять лет.

 

В этом году Суккозерской малочисленной средней школе исполняется 60 лет. Станет ли эта дата по-настоящему радостной для жителей поселка, неясно. Но хочется верить, что все обязательства властей перед детьми, учителями и родителями будут выполнены.

 

Комментарий Зинаиды Ефловой,  руководителя лаборатории теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ, исполнительного директора Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия 

–  Большинство школьных зданий времен советской эпохи честно выполнили свое предназначение, отслужили положенную им службу, их реанимация где-то уже невозможна, где-то нецелесообразна, в том числе потому, что разъехались, состарились местные жители, сократилось количество детей. Очевидно, что проще всего закрыть  – посадить детей в автобусы, отправить в интернаты и таким образом поставить последнюю точку на будущем поселения. Все чаще в последнее время звучит формально-чиновничья фраза: «Отомрут естественным путем». «Естественным», то есть путем неучастия, неоказания помощи, игнорирования потребностей.

Сейчас, накануне празднования следующей юбилейной даты Республики Карелия, появляются дополнительные возможности реальных улучшений в экономике, культуре и образовании региона. Где-то, как в Суккозеро, нужна работа над ошибками, сделанными предыдущими прожектерами. Полусовременность жизнедеятельности этой школы выглядит фарсом на фоне современных требований. Где-то как, например, в Спасской Губе,  важно определиться: строить ли новое здание специально для школы или изначально создавать проект сельского центра, где под одной крышей объединятся небольшой детский сад, небольшая школа, начальная и основная, клуб, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт. Где-то придется  и подлатать, и обновить. Планируя и разрабатывая новые проекты, архиважно, на мой взгляд, иметь и держать в голове: в каждом карельском селе должен быть культурно-образовательный центр адекватный конкретной ситуации – большая или малая школа (наконец, школа-квартира/кабинет, как у американцев), чтобы каждый сельский ребенок имел доступ к современному образованию в современных условиях без отрыва от родителей.

Фото автора

Галина Владимировна Канская работает в школе 45 лет
Галина Владимировна Канская работает в школе 45 лет
Восьмиклассники Александр Евстафеев и Иван Михеев
Восьмиклассники Александр Евстафеев и Иван Михеев
Урок физики в восьмом, самом многочисленном классе
Урок физики в восьмом, самом многочисленном классе
На уроке информатики
На уроке информатики
Завуч Тамара Александровна Самовосина показывает фото старой школы
Завуч Тамара Александровна Савосина показывает фото старой школы
Учитель английского Нелли Петровна Бузенкова со своими учениками
Учитель английского Нелли Петровна Бузенкова со своими учениками
Расписание уроков
Расписание уроков
Школьный автобус
Школьный автобус