Главное, Школа и вуз

Какое оно, племя младое, незнакомое?

akademia_estestvennih_nauk. Фото с сайта ПетрГУ«Если молодые кадры не будут вливаться в нашу экономику,  социальную сферу, то как же Карелия будет жить?».  По словам начальника отдела профориентационной работы ПетрГУ Нины Винокуровой, будущих студентов для себя вуз ищет  не только среди старшеклассников, а уже в 6-7 классах.

 

 

 

 

Нина Винокурова
Нина Винокурова

 —    Нина Михайловна, каким образом университет работает с абитуриентами?

—   Я люблю эту горячую пору в университете:  всюду новые лица, и, кажется, даже в воздухе разлиты волнение, ожидание, любопытство. И у нас, сотрудников профориентационной службы,  тревога: и даже не столько по поводу  количества абитуриентов, поскольку желающих стать студентами ПетрГУ обычно довольно много,  а больше – каким же оно будет, это «племя младое, незнакомое»?

Наша работа  с потенциальными абитуриентами выстраивается по нескольким основным линиям: массовая (профориентационная и информационная), популяризация науки и достижений наших учёных  и  повышение привлекательности университета для  наиболее подготовленных и мотивированных выпускников школы. Все  три задачи важны, формы их решения тесно переплетены, но, на мой взгляд, на первый план всё больше выходит  практически индивидуальная работа со школьниками и их наставниками.

Высшая школа сейчас находится в процессе постоянного оценивания. Так развернулось общественное сознание: у людей появилась возможность выбирать не то, что есть, а то, что лучше.  Долгое время такой возможности не было. Узнать, что лучше, помогает официальная шкала рейтингов университетов. Показателей в ней немало. Самый первый, формальный, – средний балл ЕГЭ поступивших абитуриентов. В прошлом году средний балл поступивших в Петрозаводский университет составил 67,3 (за год поднялся на целых пять баллов, а раньше этот показатель рос всего лишь  на доли). Значит, уровень тех ребят, что пришли учиться, тоже вырос, что не может не радовать.

Но нам важно знать, каков вклад нашей службы в рост этого показателя. Поэтому,  начиная с 2012 года, силами  социологической лаборатории ПетрГУ  мы проводим мониторинг, определяющий мотивы  абитуриентов,  их настроение, самооценку, социальный статус. Всё для того, чтобы знать, как строить абитуриентскую политику. Что будет в нынешнем году, пока неясно: ужесточена процедура сдачи ЕГЭ, в стране упали показатели практически по всем предметам…

 

—   А как вы думаете, чем при выборе вуза руководствуется школьник?

—   Абитуриенту нужно знать, насколько вуз популярен, верить, что именно в этом университете он получит качественное образование. Но подготовленного абитуриента и учить легко, есть надежда, что в итоге получится хороший специалист. Последний показатель в рейтинговых измерителях – устройство выпускников на работу по профессии. Выходит, круг замыкается. Но начинается-то он со школы, с того, как человек  выбирает профессию, – мотивированно или нет, какими общеуниверсальными умениями он уже владеет, чтобы быстро адаптироваться в вузе.

 

—   Помочь сделать верный шаг задача отдела профориентации?

—   Да. Получается, наше управление довузовской и профориентационной работы стоит на  стартовой позиции в общем сложнейшем процессе подготовки качественных специалистов с хорошей нравственной позицией. Надо преодолевать полосу, когда выпускники вуза, получив образование, не считают зазорным работу в любой другой сфере, где побольше платят, а кто-то не хочет работать совсем. И причины не только внешние – в слабой экономике,  но и во  внутренних нравственных позициях. Дальше – позиция гражданская. Я никогда не брошу камень в ребят, которые, получив образование у нас, уезжают работать в Москву и Питер. Но большее уважение вызывают те, кто остаются работать в Карелии. Если молодые кадры не будут вливаться в нашу экономику, в социальную сферу, то как же Карелия будет жить? Наш отдел должен выстроить процесс, который бы позволял подготовленным школьникам выбирать именно ПетрГУ.  Как в жизни: мы выбираем через систему ЕГЭ – поднимаем планку, но ведь и нас выбирают. Не секрет, что многие ребята со знаниями, с сильной, в хорошем смысле честолюбивой жилкой смело подают документы в несколько вузов страны, и ПетрГУ лишь один из них. Многие вообще выбирают исключительно столичные вузы. Очень хотелось бы, чтобы эти ребята поступали к нам.

 

—   Что делать в такой ситуации?

—   Необходимо заранее дать возможность сильным, интересным ребятам прикипеть к университету, позволить узнать, что внутри.  Для этого два года назад был создан научно-педагогический центр «Открытие». Ребята могут прикоснуться к научной, студенческой, университетской жизни еще будучи школьниками. В центре уже работает 17 открытых образовательных проектов для школьников. «Открытый» в педагогической литературе воспринимается как дело, которое человек выбирает открыто для всех – если хочешь, приходи. У этого понятия есть еще одна грань  – «open» (в  мире «open education» понимается как бесплатное образование). Для школьника оно действительно бесплатное – за финансовую сторону отвечает непосредственно университет. «Образовательный» же значит то, что школьник приходит сюда поднять уровень своих образовательных возможностей.

Один из самых ярких примеров – Клуб творчества программистов. Работа строится так: желающий может прийти и освоить основы олимпиадного программирования. С 2013-2014 учебного года в этой программе даже понижена возрастная планка. Николай Горинов, преподаватель кафедры прикладной математики и кибернетики, пришел в клуб еще школьником. Теперь он разработал  и успешно реализовал курс под названием «Решение математических задач с помощью компьютера». Около тридцати  ребят 6-7 классов уже прозанимались целый год.

 

—   Об этом клубе в Карелии знают многие. Кроме математического, какие еще направления есть в центре «Открытие»?

—   Два года очень неплохо отработала наша Школьная академия естественных наук. Первоначально академия сложилась из трех составляющих: отделение химии, биологии и физики. На сегодня самым эффективным оказалось отделение биологии (руководитель – Н.А. Сидорова, доцент кафедры фармакологии медицинского факультета). В этом году было выдано 17 сертификатов петрозаводским школьникам, которые два года еженедельно приходили в университет на занятия, выполняли лабораторные работы, готовили научные доклады, выступали на конференциях. На подведении итогов практически все изъявили желание подавать документы в ПетрГУ на соответствующее направление.  Нельзя не назвать и астрономический кружок, и СИТ – школу секретов инженерного творчества, и соревнования конструкторов роботов, и гран-при по игре го. Есть, конечно,  в наших программах и небольшой отсев, но это тоже результат, это проба. И хорошо, если человек понял ошибку еще в школе. Это миссия университета: он просто обязан быть центром культуры, центром продвижения научных знаний. Попутная, но важная миссия! Мы видим, как стремительно падает интерес к знанию в широком смысле и стремимся поставить этому заслон.

 

—   То есть городские школьники могут заниматься в течение года практически на всех факультетах. А как быть с  теми, кто в Петрозаводске не живет?

—   Организация работы со школьниками из районов — наша большая задача. Ведь больше половины абитуриентов именно оттуда. В 2012 году был первый опыт проведения Дней науки на базе ПетрГУ.  И в ноябре, на осенних каникулах снова планируется проведение Дней науки  с участием фонда «Династия». «Династия»  –  это замечательный благотворительный фонд в Москве, задача которого – содействие популяризации науки. Конкурсная комиссия отметила, что многие преподаватели нашего университета сами участвуют в популяризации науки среди детей и молодёжи.

 

—   Да, часто личность преподавателя  — ключ к успеху…

—   Это точно. Можно обратиться к филологическому факультету. Евгений Михайлович Неёлов и его лекции просто завораживают людей, собирают полные аудитории в Открытом университете. Вячеслава Васильевича Яковлева однажды пригласили в кадетский корпус, где одни мальчишки. Удивительно: они попросили его прийти еще раз. Значит, это нужно! После встречи Ирины Александровны Спиридоновой со школьниками-лицеистами, я услышала такой отзыв: «Если в этом университете такие профессора, то я буду туда поступать». Мы надеемся, что в следующем учебном году программы Школьной гуманитарной академии будут очень востребованы.

«Сократовский клуб» приглашает школьников помыслить философскими категориями, поразмышлять о религии и вере, о сознательном и бессознательном, о смысле жизни. Клуб «Мифы среди нас» начнёт новые программы. Исследователей  родного слова  приглашаем на конкурс. Есть в этом чисто прикладной интерес: ЕГЭ постепенно меняет свою структуру,  устные экзамены, сочинение  вскоре вернутся. Соответственно, школьник должен быть готов. Вузу тоже важно, чтобы абитуриент пришел уже обладая не  только частными, но и  общими компетенциями. Поэтому  один из блоков нашей работы  мы определили как «Универсарий» (от лат. Universalis – общий). Университету нужен абитуриент, который умеет думать, говорить, анализировать, делать выводы.

 

—   Существует ли какой-то отбор? Или прийти на занятия может каждый?

—   К отбору здесь прибегают редко. Второй год проводится Летняя МатФакШкола. Программа вызывает большой интерес прежде всего у школьников из районов. Так вот, в нынешнем году на 25 мест  подали заявки около 60 человек. Тогда пришлось провести маленькую олимпиаду: в первую очередь приглашали первых 25 ребят по рейтингу. Во всех остальных случаях программы открыты (отсюда название «Открытие»). Образная идея такая: открывайте нас, а мы откроем вас. Когда приглашаем всех, понимаем, что далеко не каждый человек готов сразу достигать вершин, побеждать в соревнованиях  высокого уровня – это не совсем наша задача. Помочь  каждому желающему овладеть  умением учиться, почувствовать любовь к самому процессу научного знания – это для нас очень важно.

 

—   А как легко сориентироваться в различных программах? Ребята могут самостоятельно это сделать?

—   Разработана «Дорожная карта абитуриента», где показано, как, предприняв пять простых шагов («Ориентир», «Выбор», «Проект», «Универсарий», «Перспектива»), ты становишься успешнее сегодня и, надеемся, завтра. Подробнее о предлагаемых программах можно узнать на сайте ПетрГУ в рубрике «Школьникам, учителям и родителям». Петрозаводский университет позиционируется как вуз, доброжелательный к студенту. Работа центра «Открытие» как раз на это и направлена – на внимательное отношение  к нашим абитуриентам уже на стадии выбора.

Много внимания уделяем  и нашим партнёрам – учителям, нам очень важна их позиция в формировании мотивации школьников и позитивного отношения к ПетрГУ. Время выбора пути  –  трудное время в жизни любой семьи, когда помощь нужна не только ребенку, но и родителям. За два года  работы лекторий  «Пора взросления» (преподаватели – популярные в городе  психотерапевт Е.Н. Базарова  и психолог Ю.П. Бокачёва)  собрал большую родительскую аудиторию и, я уверена, был полезен.  Возможно, со временем он перерастет в  родительскую школу при университете. Эта линия работы обязательно будет продолжена.

Есть на нашем сайте и новый электронный ресурс – Калькулятор абитуриента, посмотрите – очень полезно, введя свои результаты, увидеть возможные направления дальнейшей учёбы. Вот и нам по итогам нового приёма  предстоит поиск новых направлений и современных форм. Профориентационная служба ПетрГУ готова поддержать интересные идеи. Приглашаем к партнёрскому сотрудничеству!