Образование, Школа и вуз

Не прятаться от мира

shkola_25В петрозаводской средней школе №25 уже шестнадцать лет открыты  наряду с общеобразовательными смешанные и коррекционные классы для  слабослышащих детей и школьников с задержкой психического развития.

В этом году мне довелось побывать на последнем звонке выпускников этой школы, в котором принимали участие слабослышащие одиннадцатиклассники. До глубины души была тронута и растрогана творческими выступлениями подростков, необыкновенно сердечными отношениями между учениками, родителями и педагогами, атмосферой тепла и взаимной любви, царившей в зале.

О том, как удалось добиться значительных результатов в инклюзивном образовании, сплотить семьи учащихся и педагогический коллектив, реально помочь детям адаптироваться к окружающему миру, выбрать свой путь в жизни мы побеседовали с директором школы Светланой Владимировной Орловой, которая возглавляет это учебное заведение уже более двадцати лети.

 

Светлана Орлова
Светлана Орлова

Светлана Владимировна, почему вы решили ввести систему инклюзивного образования?

– Петрозаводская школа №25 – одно из старейших учебных заведений в городе, она существует уже 62 года. В 1998 году мы приняли первого глухого ученика – так стартовала программа инклюзивного образования. Инициаторами проекта выступили родители детей с особенностями, а мы со своей стороны нашли ресурсы и возможности, чтобы поддержать понравившуюся нам идею. Прежде подобных прецедентов в республиканской системе образования не было. Глухие школьники были вынуждены учиться в Мурманске, проживать в интернате, вдали от дома и близких. Активно содействовал развитию инклюзивного образования в нашей школе тогдашний Глава Республики Карелия Сергей Леонидович Катанандов, которого мы до сих пор вспоминаем с благодарностью.

Первое время педагогический коллектив школы проходил интенсивное обучение незнакомым методикам, мы активно изучали зарубежный опыт, прежде всего взаимодействовали с финскими коллегами, плотно сотрудничали с Карельским отделением Всероссийского общества глухих. Неоднократно выезжали в Москву и Санкт-Петербург, посещали уроки в специальных школах, беседовали с учителями-практиками. Многое приходилось создавать буквально с нуля. Вскоре удалось открыть спецгруппу для глухих и слабослышащих в детском саду. Процесс обучения, на наш взгляд, должен быть непрерывным.

 

Какие ваши основные достижения?

– Во-первых, на протяжении многих лет нам успешно удается обучать детей с особенностями развития, инвалидов – они осваивают программу наравне со здоровыми учениками. Не менее важно, что удается уделять большое внимание дополнительной и воспитательной работе. Таким образом  школьники лучше социализируются, учатся находить общий язык со сверстниками и взрослыми, помогать друг другу, становятся активнее и добрее.

Во-вторых, у ребят с особенностями легче проходит социализация, они перестают стесняться своих проблем, прятаться от мира, преодолевают внутренние коммуникативные барьеры, стараются активно общаться, не боятся совместной с обычными детьми деятельности, а также приучаются к самостоятельности. Многие из них теперь свободно ездят в общественном транспорте, ходят в магазины, посещают кружки и кафе, гуляют и проводят свободное время вместе со здоровыми ровесниками.

 

 Легко ли обычным школьникам принимать сверстников с особенностями развития?

– В начале пути мы немного опасались, что инвалиды могут стать изгоями, но, к счастью, этого не произошло. Даже наоборот: дети гораздо спокойнее и легче приняли новых учеников, чем взрослые. Некоторые родители предполагали, что инклюзивное обучение может негативно повлиять на развитие здоровых школьников. Преодолевать такие предубеждения поначалу было очень нелегко.

Сегодня между ребятами нет никакого разделения – все они обычные школьники, которые вместе получают образование и занимаются внеклассной деятельностью. Мы также стараемся активно вовлекать в школьную жизнь родителей, проводим совместные мероприятия, наравне со всеми участвуем в городских праздниках, побеждаем в спартакиадах. Заметили, что здоровые ребята, общаясь с инвалидами, становятся добрее, открывают в себе человечность, милосердие, желание помогать сверстникам. Порой ученики и выпускники школы дружат семьями.

У нас действует общественная организация «Родное слово», чтобы объединять всех участников учебного процесса, помогать особенным детям, их родителям, педагогам, наставникам. Коллективными усилиями преодолеваем сложности, делимся опытом, растем, развиваемся.

 

Как вам удается общаться с глухими и слабослышащими детьми? Используете ли вы язык жестов?

– Знание языка жестов – элемент культуры и показатель социального уровня развития страны. В Финляндии медики, полицейские, профессионалы экстренных служб должны непременно владеть таким навыком, чтобы взаимодействовать в том числе с глухими и  слабослышащими. В России такой распространенной практики нет. Более того, советская образовательная система вообще отрицала язык жестов, пользоваться им в учебных заведениях запрещалось.

Естественно, в нашей школе все педагоги и ученики, в большей ли меньшей степени, освоили язык жестов и вполне свободно общаются между собой. Кроме того, используются дактиль, говорение. Учителя, работающие со слабослышащими, получили специальное образование и являются дипломированными сурдопереводчиками. Мы активно используем язык жестов как вспомогательный на уроках и как основной во время отдыха, на внеклассных мероприятиях.

 

Как складываются судьбы детей после окончания школы?

– К сожалению, после получения среднего образования детям-инвалидам в России продолжить обучение трудно. У нас есть очень позитивный пример того, как выпускник нашей школы, слабослышащий, поступил в МВТУ имени Баумана, прекрасно окончил этот престижный вуз. Но такие случаи  единичны.

Не менее сложно устроиться на работу. Однако сейчас среди педагогов школы есть слабослышащая и глухая воспитательницы, которые, получив  образование, пришли к нам в школу.

Очень радует, что, несмотря на сложности большинство наших учеников создают семьи, стараются быть счастливыми и приносить радость в мир.

 

Какая поддержка требуется школе для продолжения успешной работы с детьми-инвалидами?

– Как это ни печально, прежде всего банально не хватает материального ресурса. Здание школы старое, в нем нет нормально оснащенного спортивного зала, современной системы электроснабжения и холодного водоснабжения для начальных классов, требуется оснащение кабинетов современным оборудованием, создание среды, благоприятной и удобной для самых разных учеников. Качественное образование ребенка с особенностями развития стоит дорого, на нем нельзя экономить. Нашей школе требуется модернизация, серьезные технические преобразования.

В прошлом году благодаря финансированию по программе «Доступная среда» удалось приобрести новую звукоусиливающую аппаратуру, а также провести световые звонки, которых у нас до сих пор не было. Между прочим, без таких мелочей и без того непростой образовательный процесс для инвалидов порой стократно усложняется.

Существует серьезный дефицит профессионалов-психологов, социальных педагогов, специалистов в области коррекционной педагогики. Необходимо увеличение штата, планирование дополнительной внеклассной нагрузки, развивающей деятельности. Дети за последние пятнадцать лет сильно изменились, работать с ними сложно. Для достижения позитивных результатов нужны значительные усилия в разных направлениях. Требуется  постоянное, более вдумчивое, глубокое взаимодействие с семьями, в том числе с неблагополучными.

Особенно ярко потребности в совершенствовании нашей деятельности проявляются на примере классов, где учатся школьники с задержкой психического развития: требуется совершенно особый подход, разработка и внедрение новейших методик преподавания и воспитания, интенсивная дополнительная работа. Многие случаи, с которыми приходится сталкиваться наставникам, вообще не описаны в педагогической литературе. На наш взгляд, государство и министерство образования должны обязательно уделять еще больше внимания проблемам учебы и воспитания особенных детей.

 

Как вы думаете, более широкое внедрение инклюзивного обучения в России повысит уровень образования в целом?

– Не сомневаюсь в этом. Но необходимо серьезно подготовить методическую и техническую базы, усилить педагогические кадры, чтобы не пострадало качество образования. Что касается нашей школы, то мы всегда готовы поделиться опытом работы с другими педагогами и воспитателями.

Самое главное, чтобы у учителей, которые готовятся работать с инвалидами, были открыты сердца, они по-настоящему любили свое дело и детей, уважали их и бескорыстно отдавали им свою душу, отодвигая порой на второй план личную жизнь, собственные интересы и планы. Другие по внутреннему наполнению люди заниматься обучением и воспитанием особенных детей просто не могут: они быстро уходят из школы.

Все дополнительные специальные навыки при желании можно достаточно быстро приобрести. В первую очередь для общения с учениками-инвалидами важны человеческие, нравственные качества. Только при условии абсолютной преданности педагогов своему делу и воспитанникам учебный и воспитательный процессы в инклюзивной системе образования могут развиваться действительно успешно.

 Фото из архива школы №25 и с сайта praktika.karelia.ru

Беседовала Наталья Лайдинен