Главное, Образование, Школа и вуз

Спасательный круг

Ребятам удалось постолярничать. Фото Марии Голубевой

Праздник «Город мастеров» для воспитанников коррекционных школ Петрозаводска и 18-й школы-интерната Повенца провели в Республиканской школе-интернате №24, которая стала первопроходцем в работе с федеральным госстандартом для особых детей. 

Профориентационная встреча стала продолжением научно-практической конференции, которая прошла в столице Карелии 15 декабря. Педагоги, чиновники и специалисты-дефектологи обсуждали проблемы внедрения нового федерального стандарта в коррекционную педагогику. Вчера на базе 24-й школы-интерната, экспериментальной площадке по переходу на ФГОС, теоретики и практики убедились, что в системе коррекционной педагогики Карелии есть как ресурсы, так и стремление педагогов работать с детьми по-новому.

… Родители, как правило, верят, что детские проблемы можно решить курсами таблеток, сеансами массажа или поездками к столичным специалистам. Обычно на первом году жизни ситуация проясняется, и мамам и папам становится ясно: не всё лечится, с чем-то придется не просто мириться, а учиться жить. К семи годам ребенка многие родители накапливают немало травматических переживаний по поводу того, как же взрослеющий малыш будет жить, учиться, социализироваться, получать знания, если даже простейшие действия вызывают у него трудности.

Именно таким детям бросают спасательный круг в 24-й школе-интернате. Ей  исполнилось два года — в ее нынешнем республиканском статусе, а создана была городская вспомогательная школа-интернат № 47 еще в 1926 году. Здесь получают образование дети с нарушениями интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями развития, в том числе с аутизмом. С понедельника по пятницу школа работает в режиме интерната для ребят из районов, а также как школа для воспитанников-петрозаводчан.

Сейчас в республиканской школе-интернате № 24 обучаются 143 человека. В прошлом году здесь было 11 выпускников. Четверо из них учатся в Индустриальном колледже, остальные работают или живут дома с родителями.

— Многое зависит от мам и пап. Кому-то удается устроить детей на работу, другие живут дома, помогают по хозяйству, особенно если это в деревне, — рассказывает заместитель директора по учебной работе Татьяна Николаевна Еремкина. — Уже второй год школа участвует в программе по апробации федеральных государственных стандартов. При их введении наши ученики могут находиться в школе не 11, а 13 лет. Теперь воспитанники могут жить у нас до 20 лет.

Просторные коридоры, светлые интерьеры, современная мебель, рисунки и поделки, ухоженные цветы в горшках, пластиковые окна — и всюду чистота. Всё это создает приятную атмосферу, легче справляться со сложностями, которые требуют и коррекции, и лечения, и особого подхода.

Учительница музыки Ольга Васильевна Ковальчук каждый учебный год переделывает свою программу для новых учеников. К первому сентября она отыскивает музыку, слова, обновляет репертуар музыкальной студии. А как тянутся к ней ребята! Здороваются, общаются, терпеливо ждут, когда она поправит им рубашку или платье. Когда же ее воспитанники поют, она в первом ряду… поет вместе с ними. И дети, видя глаза любимого педагога, чувствуют себя уверенными и успешными.

— Сегодня я выполняла поделку в технике скрапбукинга. Маша меня даже похвалила два раза! — делится своими впечатлениями  Татьяна Владимировна Пушкина, ведущий специалист отдела общего образования министерства образования Республики Карелия.

Татьяна Владимировна приехала в школу-интернат вместе с участниками профориентационного праздника «Город мастеров». Помимо учеников школы-интерната №24 в нем участвовали воспитанники коррекционных школ города № 20, 21, 22, 23, а также школы-интерната №18 из поселка Повенец Медвежьегорского района.

— 15 декабря в Петрозаводске прошла межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная экспериментальному введению ФГОС для особых детей, — рассказывает  Татьяна Владимировна Пушкина. — Были подняты важные содержательные моменты. К нам в гости приехали специалисты из семи субъектов России. Вчера одна из участниц конференции —  кандидат психологических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики из Московского института открытого образования Ирина Магомедовна Бгажнокова читала лекцию, посвященную федеральному стандарту и организации образовательной среды для детей с нарушением интеллекта. Логичным продолжением этой работы стал сегодняшний праздник. Специально мы ничего не планировали, но я считаю это своеобразным итогом планомерной работы.

По словам Татьяны Владимировны, работа началась два года назад, когда Карелия вошла в федеральную целевую программу развития образования по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты детей с ограниченными возможностями здоровья.

— Благодаря этому у нас получилось отремонтировать школы-интернаты, закупить новое оборудование. Не только новые школьные доски или мебель, а именно то, что было необходимо каждой школе-интернату по профилю. Здесь, в 24-й школе, появилась новая оборудованная кухня с плитой, обновились гончарная и столярная мастерские, появились новые швейные машинки. Так что сейчас для детей с особыми потребностями здоровья в наших коррекционных интернатах созданы достойные условия.

— Для нас участие в эксперименте по введению ФГОСА стало хорошей возможностью перестроить свою работу, — рассказывает Татьяна Николаевна Еремкина, которая работает здесь много лет. До изменения своего статуса школа принимала лишь городских детей. — Мы стали первопроходцами в вопросе внедрения федерального госстандарта и на конференции с коллегами из районов Карелии и других регионов делились своим опытом. Методически в вопросах апробации нас сопровождал Карельский институт развития образования. Конечно, еще остаются вопросы по программам, которые утвердят только к 2016 году, и нормативной базе, но мы на сегодня проделали колоссальную работу и наши материалы по внедрению ФГОСА получили все участники конференции.

Приветствуя ребят на празднике «Город мастеров», директор школы-интерната №24 Марина Николаевна Кузьмина назвала школу домом, а воспитанников и педагогов семьей. Ее волнует вопрос постинтернатного сопровождения. Ребята не всегда после лет, проведенных здесь, готовы к успешной социализации за пределами школы-интерната.

Капиталина Алексеевна Вагина, заведующая отделом воспитательной работы школы интерната № 24, считает, что проблема дальнейшего трудоустройства и выбора жизненного пути — одна из самых острых для выпускников. И даже продолжение обучение в колледже — не гарантия того, что молодой человек с особыми потребностями сможет успешно устроиться на работу.

… Правда, на празднике «Город мастеров» ребята не задумывались о сложностях современной жизни. Они с радостью мастерили новогодние поделки, знакомились друг с другом, много улыбались и даже танцевали. Наверное, для них школа — эта та территория, где их жизнь не кажется такой уж особенной, поскольку рядом есть взрослые, которые готовы заботиться, учить и воспитывать.

 

Во время праздника "Город мастеров" скучать не пришлось
Во время праздника «Город мастеров» скучать не пришлось
В ожидании Нового года. Поделки воспитанников. Фото Марии Голубевой
В ожидании Нового года. Поделки воспитанников
Фото Марии Голубевой
Директор школы-интерната Марина Николаевна Кузьмина
Заместитель директора Татьяна Николаевна Еремкина (слева) во время праздника
Заместитель директора Татьяна Николаевна Еремкина (слева) во время праздника
Изготовление елочек
Изготовление елочек
Педагоги смотрят на выступление своих учеников
Педагоги смотрят на выступление своих учеников
Педагоги школы-интерната №24
Педагоги школы-интерната №24
Поделки воспитанников
Поделки воспитанников
Директор Марина Николаевна Кузьмина (справа), рядом Татьяна Владимировна Пушкина из Минобразования Карелии, а также гости праздника
Директор Марина Николаевна Кузьмина (справа), рядом Татьяна Владимировна Пушкина из Минобразования Карелии, а также гости праздника
Участники праздника знакомятся перед тем, как начать мастерить новогодние подарки
Участники праздника знакомятся перед тем, как начать мастерить новогодние подарки

Сайт школы-интерната №24: internat24.wordpress.com

Фото Марии Голубевой