Школа и вуз

Новый двигатель европейской культуры

{hsimage|Трехмерная витрина с виртуальным контентом ||||} В Санкт-Петербурге и Москве в конце прошлой недели прошли два крупных культурных события — открытый форум Bussiness of Art в северной столице и крупнейшая ежегодная международная выставка «Интермузей-2012» в Москве. Специалистам Музея изобразительных искусств РК удалось побывать на этих мероприятиях и поделиться своими впечатлениями.
 
31 мая в Институте Финляндии в Санкт-Петербурге проходил Открытый Форум The Business of Art, организованный фабрикой культуры Корьямо (Хельсинки). Международные эксперты Пол Боген (Англия) и Сэнди Фицжеральд (Ирландия) приглашали руководителей и менеджеров культурных организаций России принять участие в динамичной работе, включающей проведение дебатов и обмен мнениями.
Главный вопрос в повестке дня: каким образом представители арт-сообщества взаимодействуют друг с другом с целью развития профессиональной компетенции, поиска новых партнёров, развития новых бизнес-моделей?
 
{hsimage|Работа в группах |right|||} На форум съехались молодые менеджеры культуры из разных уголков России — Перми, Санкт-Петербурга, Москвы, Петрозаводска и других городов.
По словам организаторов, методика проведения Открытого Форума является уникальной и динамичной формой интерактивной работы, которой руководят профессиональные тренеры. Она позволяла всем участником быть активно вовлечёнными в процесс, выражать открыто свои мнения и взаимодействовать друг с другом.
 
{hsimage|Сэнди Фицжеральд ||||} Участникам предлагалось писать свои мысли на заданную тему на стикерах, а потом молниеносно создавалась стена вопросов и проблем, которые под руководством кураторов делились на тематические блоки. Каждая выделенная тема обсуждалась в мини-группах в отдельных комнатах, потом делался обзор по ключевым выводам и проблемам.
Рабочим языком был английский, высокий уровень владения которым отметили у всех участников.
{hsimage| Пол Боген|right|||} Во второй день форума Пол Боген и Сэнди Фицжеральд делились с участниками опытом работы и представили несколько больших проектов, реализующихся в Европе при их участии — TEH (Trans Europe Halles) и Engine Room Europe, цель которых объединять независимые организации культуры и создавать новый двигатель европейской культуры. Поражало количество заброшенных промышленных зон, которые за границей превращают в оазисы качественного культурного досуга, более того — в коммерчески успешные проекты. Очевидно, что Европа движется в этом направлении очень активно и верит в устойчивое развитие новых форматов взаимодействия бизнеса, арт-сообщества и населения. Остается пока только мечтать о таких перспективах в России.
Заключительным этапом проекта The Business of Art станет учебная стажировка «Креативные пространства» в Хельсинки и Гётеборге. 10 российских арт-менеджеров проведут в сентябре этого года интенсивную неделю. Они посетят инновационные креативные пространства в Финляндии и в Швеции, познакомятся с новыми практиками и техниками в сфере менеджмента, а также с новыми международными партнёрами.
{hsimage|Выставка проходила в ЦДХ ||||} Не менее важным и интересным было посещение выставки «Интермузей-2012», которая проходила с 1 по 5 июня в Центральном Доме художника в Москве.
"Интермузей-2012" — центральное событие в музейной жизни нашей страны, международный форум, на котором обсуждаются важнейшие проблемы развития музеев. В этом году в фестивале участвовали свыше 150 музеев России и стран СНГ.
{hsimage|Мастер-класс |right|||} Крупные стенды могут позволить себе только федеральные музеи, такие как Государственный Русский музей, Третьяковская галерея, Эрмитаж, потому что каждый дополнительный метр площади стоит больших денег. Тем не менее множество музеев и галерей украшают свои стенды различными баннерами, мониторами, полиграфической продукцией. Многие участники переодеваются в национальные или тематические костюмы, проводят мастер-классы, угощают чаем. Так, например, на выставке можно было научиться гончарному делу и вылепить глиняный горшок, примерить на себя восточный образ, повязав головной платок разными способами по мусульманским традициям, забраться в чум и посидеть на шкуре оленя, отведать кус-кус и попить чаю из пиалы, сфотографироваться с героями разных эпох, полюбоваться костюмом космонавта, сделать своими руками куклу.
Внимание посетителей было акцентировано и на современные технологии. Здесь демонстрировались все прелести QR-кодов, картин в 3-D формате, которые нужно смотреть только при помощи специальных очков, сенсорные панели, трехмерные витрины с виртуальным контентом и многое другое.
Специалисты знакомились, обменивались опытом и технологиями, гости выставки пытались объять необъятное и познакомиться с различными музеями стран СНГ.
Единственным участником от Карелии стал музей-заповедник «Кижи», который достойно представлял нашу республику.
Время пролетело незаметно, но с огромной пользой! Такие встречи помогают быть в тренде основных событий музейного мира.
 
Фото автора

 

  • Lukasbull

    Не забываемые встречи во Фландрии.
    Как бы ни формулировалось конкретные цели данного проекта – главным в мероприятиях такого рода всегда становится общение, улучшения взаимопонимания между людьми, представителями разных стран, разных национальностей, профессий, социальных общностей. Встречи, между представителями Германии и Бельгии, которые проходили на берегу Северного моря с 24 августа по 14 сентября 2012 года в городах Бланкенберге, Антверпен, Брюгге, в рамках Европейской программы по культурному сотрудничеству, полностью подтвердили это утверждение. Взаимопонимание, дружеское общение между людьми наилучшим образом проявилось посредством совместной культурной и творческой деятельности.
    Одним из видов такой деятельности является игра в шахматы, способствующая установлению психологического контакта между людьми, развитию личности. Не случайно, в проекте была предпринята попытка объединить участников на основе игры в шахматы, развитию возможностей каждого игрока.
    Шахматному ветерану, мастеру ФИДЕ, участнику первенств мира и ряда международных соревнований,
    лицензированному в Германии тренеру, доктору технических наук Ефиму Бранцу (Efim Brantz) из Германии сразу удалось завоевать внимание аудитории возможностями шахматного искусства, событиями, происходящими на шахматной доске. Его встречи с любителями шахмат проходили в увлекательной форме, понятно и интересно. Легко и непринуждённо он ознакомил слушателей с основными положениями шахматной стратегии и тактики, теорией дебютов, середины игры и эндшпиля, типовых позиций и комбинаций. А его рассказы о истории шахмат, о великих шахматистах и чемпионах мира, о курьёзах на соревнованиях, о своих юных немецких учениках и их победах на немецких турнирах надолго останутся в памяти слушателей.
    Особый интерес вызывали турниры, которые шахматный мастер устраивал в конце каждого занятия. Он подробно анализировал свои ходы и ходы партнёров, выявлял ошибки, удачные и не удачные ходы, объяснял их причины и намечал пути устранения ошибок.
    Очень интересна была культурная программа, предложенная участниками из Бельгии. На представителей Германии замечательное впечатление произвело посещение города Антверпена и Кафедрального собора, каменные кружева которого украшают очертания города, а также выставку живописных работ великих мастеров Рубенса (Peter Paul Rubens), Флориc (Frans Floris), де Воза (Maerten de Vos), Балена (Nendrik van Balen) и других. Запомнилась и встреча, в великолепном историческом здании — городской ратуше, с волонтёрами и бургомистром города Антверпена.
    Волонтёр Диана (Diana de Meulemeester) из Бельгии несколько раз привозила участников из Германии в очаровательный город Брюгге (Brügge), включённый в список городов, представляющих мировое культурно-историческое наследие.
    Она рассказала о знаменитых достопримечательностях, старинных зданиях и современных постройках, о связи прошлого и настоящего. Неизгладимое впечатление оставила поездка на лодке по каналам, проходящим по центральной части исторического средневекового города, посещение соборов, знакомство с работами великих мастеров живописи и знаменитой мадонной с ребёнком Микеланджело. Большой впечатление вызвала выставка Пикассо, где вместе с его работами были выставлены произведения Шагала, Родена, Матисса, Миро и др. А знакомство с выставкой современных художников в ратуше города обогатило представление о возможностях нынешних мастеров Бельгии.
    Культурную программу продолжили встречи посвящённые истории и искусству Республики Молдова, которую с большим профессиональным мастерством провели представители из Германии доктор-хабилитат социологии Светлана Дмитренко (Svetlana Dmitrenco), и Заслуженный артист Республики Молдова, Лауреат международных театральных фестивалей, режиссер Бэно Аксёнов (Bäno Axionov).
    Перед зрителем пронеслись занимательные страницы из жизни и деятельности многих великолепных мастеров театра, музыки, живописи, архитектуры и литературы Молдовы. А старинные церкви, крепости, монастыри, работы народных умельцев, представленные в фотографиях, вызвали большой интерес. Особо прозвучала встреча, посвящённая замечательному молдавскому поэту, писателю и драматургу, Лауреату государственной премии Молдовы Андрею Стрымбяну (Andrei Strâmbeanu).
    Бэно Аксёнов сообщил о сложном творческом пути этого выдающегося писателя к вершинам литературного мастерства. А представление по поэме Стрымбяну «Абрикосов Цвет или не зарезанный ягнёнок» («La Fleur d ’ Abricotier ou L’Agneau non voué »), с вдохновением исполненное Стивеном Броуке (Steven Vanden Broucke) вызвало большой интерес присутствующих в зале. Перевод с румынского на французский Иона Мэргиняну (Ion Mărgineanu). Во время обсуждения, зрители высоко оценили поэму. А трагические события, произошедшие с мальчиком и его другом, маленьким ягнёнком, никого не оставил равнодушным. Во время поэтического представления звучала прелестная музыка композитора
    Теодора Згуряну (Teodor Zgureanu) из концерта для Ная с оркестром. (запись 2010г). С большим интересом восприняли зрители и великолепную сонату для кларнета и фортепиано композитора Макса Фишмана (Max Fischman) в исполнении профессора Евгения Вербецкого (Evgeniy Verbezkii) и Заслуженной артистки Молдовы Гиты Страхилевич (Ghitlea Strahilevici). (запись 1964 года). Нельзя не отметить активное участие и помощь в проведении этих встреч Annie de Busschere, Diana de Meulemeester, Michel de Meulenaere, Bernard van Isacker и руководителя программы с бельгийской стороны Стивена Ванден Броуке.
    Завершились культурные встречи в Бельгии рассказами Светланы Дмитренко и Бэно Аксёнова о русской культуре и о её связях с западноевропейской культурой и показом фильма о Екатерининском дворце в Царском Селе. В последний день пребывания, на гостеприимной земле Фландрии, участники из Германии получили памятные подарки и встретились с пожилыми людьми города Бланкенберге, ели блины, пели и танцевали.
    Лукас Булль (Lucas Bull)

  • ИЛ

    Я тоже была в таком музее-центре в Хельсинки, В Тампере.. Здорово! У нас пока , действительно. только мечтать остается.. судя по дорогам…

  • Людмила Подольская

    Довелось видеть за границей бывшие фабрики, ставшие центрами культуры и досуга. Что-то похожее хотят сделать на месте ОТЗ — музей промышленной истории уже есть, дальше застопорилось. И все же мне кажется, что нужен другой уровень благосостояния наших граждан для таких проектов. Но мне очень нравится, что молодые музейщики ищут новые формы!