Школа и вуз

14 лет. Полет нормальный

Лодки выходят на старт. На зхаднем плане суда клуба
Откровенно признаюсь в собственном невежестве: до первой поездки на Кижскую регату я знала только одно: лодки бывают деревянные, надувные и пластмассовые. Да, еще и то, что главная героиня островной регаты — кижанка, хотя вряд бы отличила ее среди деревянных лодок.

Но увидев ее впервые на воде, пришла в полное восхищение, присущее неофитам. Лодка скользила, словно летела по поверхности воды, едва касаясь ее. И как же это было красиво! А еще узнала потом, что кроме кижанок, у нас в Карелии испокон  веку плавали на карбасах, соймах, логмозёрках, пряжинках, сямозёрках, карельских шоутавени, ушкуях, кочах, еще существуют  чукотские байдарки, фофаны, ялики, тузики, каноэ, ладьи… Все эти лодки в разные годы участвовали в гонках регаты на острове. В этом году в XIX Кижской регате участвовали также и катамараны, тримараны. Одним словом, ожившая лодочная энциклопедия.

Победители регаты-2012 Артем Карававев (слева) и Борис Москин с призом
С 1998 года музей-заповедник «Кижи» ведет научную работу по теме «Традиционное судостроение и судоходство Кижской волости», в рамках ее родился лодочный фестиваль.  Кижанки появились на Онежском озере вместе с первыми поселениями и служили главным средством передвижения по Кижским шхерам. Люди ездили на них от острова к острову, на рыбалку, а скоро кижанки распространились по всем берегам Онежского озера. Впрочем, всех, кто заинтересуется историей кижанки, я бы отправила к книге старшего научного сотрудника музея «Кижи» Юрия Наумова,  которая вышла в издательстве музея и презентация которой прошла в прошлом году в Национальном музее. Юрий Михайлович — автор идеи, организатор «Кижской регаты», бессменный главный судья соревнований.

Впрочем, если бы лодочная регата сводилась только к соревнованиям, вряд ли она вызывала столь широкий интерес. Спортивная часть — лишь составная большого праздника, и праздничная атмосфера  царит на острове до самых последних минут, пока не отчалит последняя лодка, участница стартов, не отойдет теплоход с гостями и зрителями. Когда отправляются в путь по сигналу стартера на морскую милю, даже туристы с круизных теплоходов, находящихся в это время у кижских причалов, задерживаются на берегу, привлеченные звоном кижских колоколов, традиционно провожающих лодки в путь. Это уже традиция регаты, как и то, что первыми стартуют старинные долбленки, они не участвуют в гонке, они ее предваряют. А соревновательную часть, конечно же, открывают кижанки.

На старте регаты
Есть еще одна особенность лодочной регаты — здесь нет ограничений по возрасту: за весла берутся и те, кому за… 80 лет, и те, кому едва исполнилось 10. В последние же годы праздник стали проводить два дня (а проходит он также традиционно в первые выходные августа): начинают его народные мастера-лодочники, ремесло которых передается из поколения в поколение, ведь чтобы сшить лодку-«кижанку» нужны не только умение, но и мастерство.

В этом году жюри оценивало 10 различных лодок, вручную изготовленных мастерами, живущими в различных районах Карелии: Олега Конжезерова из Повенца, Владимира Тихонова из Кузаранды, Сергея Давыдова из Петрозаводска, Сергея Лёгкого из Колежмы. А право поднять флаг XIX регаты предоставили впервые приехавшим на регату мастеру Тайто Малинену из Юшкозера и его финскому другу Лео  Раутио, которые, кстати, образовали самый возрастной экипаж гонки — Т. Малинену 76 лет, а Л. Раутио — 70. В этом году научные сотрудники музея-заповедника «Кижи» побывали в гостях у Тайто Малинена, отсняли фильм о работе мастера  и вручили его не только герою ленты и его финскому другу, но и всем мастерам-лодочникам, участвовавшем в конкурсе.

Впрочем, Малинен и Раутио не самые возрастные участники: Николаю Васильевичу Судьину из Заонежья 81 год, он участвовал практически во всех регатах, и не только  в конкурсе мастеров-лодочников, но и спортсменов. В этом году стал капитаном дайверов из Санкт-Петербурга, и команда «Морские котики», тренировавшаяся под его руководством всего день, успешно участвовала в соревнованиях, победив в номинации «Кижанка, три пары весел». 

Финиш
Забегая вперед скажу еще, что когда главный приз регаты вручали ее победителям —  Артему Караваеву и Борису Москину, выступавшим на кижанке и в третий раз завоевавшим первенство, Борис Москин честно признался: несмотря на то, что лодка у них двухвесельная, в команде был третий участник — мастер Сергей Давыдов, построивший замечательную лодку.

Несколько лет назад на регате я брала интервью у школьников из Москвы, отдыхавших на каникулах в Карелии. Прослышав о Кижской регате, они не только приехали на остров зрителями, но решили сами выйти на старт: восторгу подростков после соревнования не было предела. Они восторженно говорили, что участие в регате (а в Москву они возвращались  практически сразу после поездки в Кижи) стало для них самым ярким впечатлением от поездки в Карелию.

Успешно конкурирует уже не первый год с мужскими экипажами женская команда: преподаватели музыки (одна из Петрозаводской консерватории, вторая из Финляндии) Мария Черноусова и Илона Сюгияйнен, в этот раз они победили в номинации «Прогулочные лодки». Кстати, в гонках девушки участвуют в национальных костюмах, которые отнюдь не мешают им управляться с веслами.

Это еще одна особенность регаты — доступ к стартам открыт для всех, что, пожалуй, и делает регату  народной. Тем более сейчас в соревнованиях участвуют не только деревянные традиционные лодки, но и современные, а победитель определяется в каждой номинации.

Единственный в этом году женский экипаж Мария Черноусова и Илона Сюгияйнен
Едва последняя лодка уходит со старта, чтобы, обогнув южную часть острова, финишировать у старинного дома Яковлева, зрители перебираются вслед за стартовавшими  туда же, правда, по суше. И едва успевают к финишу первых лодок. Так эмоционально и энергично, как болеют за своих на Кижской регате, мне пока не доводилось видеть. А на остров в этот день съезжается, если не всё, то половина населения окрестных деревень, включая дачников.

И вот здесь  традиционно начинается вторая часть праздника: концерты творческих коллективов, ярмарки, конкурсы, игры, выставки… Как правило, на остров в этот день стремятся не только мастера-лодочники, но и мастера декоративно-прикладного искусства.

На время оглашения итогов регаты и награждения победителей все вокруг смолкает: музей-заповедник все эти годы находит партнеров-спонсоров, многие из которых выступают в таковой роли не один год и предоставляют призы для награждения победителей. И хотя на регате все годы главным принципом является олимпийский — «Главное не победа, главное — участие»,  награда за первое или призовое место  не может не радовать. Кстати, надо отметить, что сотрудники музея-заповедника не только проводят регату, но многие из них сами садятся за весла. Так, один из членов команды-победительницы  Борис Москин — научный сотрудник музея «Кижи», а его партнер Артем Караваев — преподаватель Петрозаводского государственного университета.

В будущем году регата — ее полное название фестиваль народного судостроения и судоходства «Кижская регата» —  отметит очередной юбилей — 15-летие. Дай бог, чтобы он стал очередным. По крайней мере музей-заповедник делает для этого все, что в его силах. Интерес, который регата вызывает у людей разных профессий и возраста, свидетельство жизненности проекта и его успеха. Теперь среди участников регаты представители не только Кижской волости или районов Карелии, но и из других регионов страны, а теперь и из Финляндии. Кстати, наша Кижская регата — первые подобные лодочные соревнования в России, потом они появились и в других регионах. Так в соседней Вологодской области в селе Устье-Кубенское родилась регата «Устью — слава, лодке — честь». Один из  участников ее несколько лет назад приехал в Кижи, преодолев сотни километров по озерам и рекам соседних регионов на своей лодке с мотором.

Возникают и предложения: почему бы не провести Кижскую регату в несколько этапов, один из которых в Петрозаводске? Что, несомненно, будет способствовать  росту ее популярности.  За круглым столом, который прошел после окончания одной из регат, прозвучало  мнение, что представители местного самоуправления районов Карелии могли бы оказывать более активную помощь  участникам соревнований хотя бы в доставке лодок на остров Кижи. И, наконец, лодочный фестиваль — событие, которое при соответствующей раскрутке и заинтересованности республики могло бы привлечь туристов в Карелию. Старинные соборы острова, у стен которых проходит фестиваль… Согласитесь, притягательное зрелище.

Фото автора