Школа и вуз

История России в лицах

Из фонда Музея изобразительных искусств РК
Б. Грейм. Военное поселение

«Путешествие в Россию» в Музее изобразительных искусств Карелии.

Немногие музеи могут похвастаться наличием в своих коллекциях альбома посла Священной римской империи барона Августина Мейерберга «Путешествие в Московию», которое он совершил в середине 1661 – 1662 годах. Впервые он был издан в 1827 году. В Музее изобразительных искусств Карелии такой альбом есть – 80 графических листов, зарисовки о жизни России в середине XVII века. 20 из них петрозаводчане могут увидеть на новой выставке «Путешествие в Россию», открывшейся 19 октября и посвященной 1150-летию российской государственности, которое отмечается в этом году, объявленном Годом истории.

Открытие выставки

Титульный лист альбома Мейерберга

Я не случайно начала с рассказа об австрийском дипломате. Именно его книга подсказала концепцию новой экспозиции ее кураторам Елене Никулиной и Сергею Сергееву: представить (именно представить) историю государства прежде всего через портреты людей. Если коротко, это история России в лицах. И поэтому с портретами царей, в том числе из дома Романовых, соседствуют  изображения видных общественных деятелей и полководцев, простых офицеров и крестьян.  Древние иконы, изображающие русских святых, портреты, жанровая живопись,  русский пейзаж, фотография…

Неизвестный художник XVIII века. Дочери Петра I Анна и Елизавета

Паоло Трубецкой. Портрет Льва Толстого

Карл Август Зеф. Портрет директора водных коммуникаций графа Якова Сиверса

Константин Рудаков. Портрет Петра I

Многие из них, в первую очередь работы художников XIX века, за всю свою 52-летнюю историю музей никогда не выставлял, они хранились в фондах. Завершают экспозицию работы из проекта санкт-петербургского фотохудожника Андрея Чежина «В гостях у Буллы», построенные на документальных фотографиях конца XIX – начала ХХ века. Карл Булла  считался отцом российского фоторепортажа. На его снимках Россия и ее народ накануне великих потрясений, совершенно нового этапа в ее истории. Кстати, Булла снимал семью последнего русского императора.

Сергей Колесников. У околицы

Фото из проекта А. Чежина

Возможно, история в лицах в интерпретации нашего музея покажется кому-то не такой полной, как хотелось бы. Но это невозможно физически. Однако подобной выставки, построенной одновременно  на документах и произведениях искусства, в Музее изобразительных искусств, пожалуй, не было. Хотя каждая выставка здесь – событие в художественной жизни Петрозаводска.

И еще. Если и совпадение, то не случайное: в эти осенние дни в трех ведущих наших музеях – изобразительных искусств, Национальном, музее-заповеднике «Кижи» –  работают исторические выставки. Насколько известно, ожидается еще одна – в самом молодом петрозаводском музее – промышленной истории столицы Карелии. Причем, ни одна выставка не повторяет другую, у каждой свое лицо, своя тема, но при этом  они создают  историческую картину, как бы проецируя в ней историю России на  историю ее маленькой частицы – Олонецкой губернии.

Мне показалось интересным эти три экспозиции – такие разные, но так дополняющие друг друга, –  объединить на одной экспозиционной площадке. Тем более, как рассказала на  пресс-конференции директор Музея изобразительных искусств Наталья Вавилова, такой опыт у наших музеев есть. Правда, использовали они его на выезде –  в Москве и за границей. В Петрозаводске, к сожалению, нет столь представительного  выставочного центра.

Впрочем, у петрозаводчан есть возможность побывать в эти осенние дни во всех трех музеях – посмотреть, вспомнить есть что, да и подумать о чем. Осень в Петрозаводске посвящена истории.

Фото автора