Школа и вуз

Школьные университеты

Фото из архива Валентины Хорош
Беседа в

В начале ноября средняя школа в Суоярви отмечает 50-летие. О том, какой она была в 60-е годы, вспоминает ее выпускница.

 

Построили ее в самом центре города в 1963 году.  Новой школе исполнился год, когда я пришла туда учиться в 9-й класс. И мой рассказ – о ценностях того времени, о традициях, которые создавали учителя и ученики нашей школы.

 

Суоярвская средняя школа

 

Первым директором назначили Татьяну Федоровну Сепсякову, а завучем – Ольгу Дмитриевну Молчанову. Имена этих замечательных женщин позже узнает вся Карелия, а потом и Советский Союз. Государство отметит их труд почетными званиями и наградами – и это будет справедливо.

Они создали прекрасный педагогический коллектив, который не только обучал нас, но, что мы особенно ценили, помогал нам жить интересно. С благодарностью вспоминаю всех учителей, которые в те годы учили и воспитывали нас. Татьяну Федоровну я называю своей учительницей, хотя она в нашем классе уроки не вела. Училась  у нее решать сложные жизненные задачи. Все официальное, формальное она умела делать сердечно, и кто успевал это почувствовать, понять, тот ее ценил и любил. Знаю это, потому что три года после окончания пединститута я работала учителем русского языка и литературы в 29-й петрозаводской школе, которую возглавляла Татьяна Федоровна Сепсякова. В нашей новой Суоярвской школе она работала совсем недолго – в Петрозаводск направили работать ее мужа.

 

Наш девятый класс объединял мальчиков, которые осваивали профессию шофера, и девочек, выбравших профессию портнихи (мастера по пошиву легкого женского платья). В учебной неделе один день выделялся для профессионального обучения.

 

Уже в начале учебного года мы узнали, что десятый класс, в котором работала Ольга Дмитриевна Молчанова, съездил летом на Украину, где ребята работали на уборке овощей и фруктов. Моим одноклассникам эта идея понравилась. И мы загорелись желанием тоже отправиться летом в путешествие, но обязательно к морю.

 

Тут же стали искать работу, чтобы, когда соберемся в дальнюю дорогу, финансово не зависеть от родителей. Взяли нас только на уборку строительного мусора в домах-новостройках. Трудились во время каникул, не забывая рассылать в разные инстанции письма с просьбой принять нас на уборку фруктов-овощей в какой-нибудь совхоз на берегу моря. Мы не сомневались, что взрослые обрадуются благородному стремлению молодых  честно трудиться на уборке урожая.

 

Но мы ошибались – ответы приходили неутешительные: «Принять не можем…». И все отказы – на красивых бланках. Уже заканчивался учебный год, и все меньше оставалось надежды на то, что нашим планам суждено сбыться.

 

И вдруг в конце мая получаем долгожданное письмо! На вырванном из тетрадочки листке всего пять строчек: «…Приезжайте… Ждем… Возьмите с собой постельное белье… Дайте телеграмму…». И подпись – Иванов. Даже имени не было. Родители забеспокоились – не хотели отпускать: кто-то вас разыгрывает! К моменту получения письма наши учителя ушли в отпуск, ехать с нами было некому – без взрослых нас никто не отпустит.

Татьяна Федоровна Сепсякова, видя наше огорчение, посоветовала обратиться к новой, молодой учительнице музыки – Галине Александровне. Ура! Нашим мальчикам удалось ее уговорить! (Она еще не знала, на что идет!)

 

Для меня и моих одноклассников (родители отпустили только 20 человек) это была счастливейшая поездка! В 200 метрах от нашей палатки было море! Правда, Азовское, а не Черное, но это уже детали… Главное то, что каждый день мы купались! Сбылись наши романтические мечты о море!

 

Днем мы работали в совхозном саду, после обеда – отдыхали. В первые дни – к нашей радости! – нам предложили собирать черешню. Есть ягоды не запрещалось, но с собой брать нельзя.

 

Главное – выполнить норму! Когда мы уже не могли смотреть на черешню, нас отправили на абрикосы, потом – по мере созревания фруктов – на вишню, яблоки, сливы, груши… Надо напомнить, что в 60-е годы к нам в районный городок Суоярви очень редко привозили абрикосы, черешню, вишню. Вкус их знали немногие из нас.

 

Когда мы отведали всех фруктов, которые росли в совхозном саду, заботливый Иванов отправил нас на уборку помидоров и огурцов. Но это уже в конце нашей поездки.

 

Работа  под жарким солнцем нам, северянам, далась нелегко.  Мы в полной мере испытали все «прелести» сельскохозяйственного труда, поняли, как нелегко выполнять норму. Но на обратную дорогу (на поезд) мы все же заработали сами.

 

Первая поездка к морю была успешной, и на следующий год, вслед за нами отправились уже другие ребята – 70 человек. Так возник трудовой лагерь «Карелия» на берегу Азовского моря, который, меняя адреса, просуществовал много лет. Большая заслуга в этом Ольги Дмитриевны Молчановой и других учителей, которые многие годы свой отпуск посвящали детям. Среди них замечательный человек, учитель химии Валентина Леонидовна Иванова.

 

Уже студенткой я вновь оказалась в южном лагере. В тот день мы собирали помидоры на бесконечно длинном совхозном поле. Уставшие, мы подтаскивали ящики к борозде, заботясь только об одном – поскорее их наполнить и отчитаться: норма выполнена! Ольга Дмитриевна подошли к моей борозде, вдоль которой вкривь и вкось стояли ящики с помидорами, и стала эти ящики выравнивать, негромко приговаривая: все надо делать красиво. Утомленная южным солнцем и однообразием работы, я очень  удивилась, что кого-то может интересовать красота линий, составленная из ящиков. Но потом очень часто вспоминала эти слова. И сегодня могу сказать: принцип «Все надо делать красиво» стал правилом и моей жизни.

 

Долгая жизнь южного лагеря, в котором подростки приобретали первый трудовой опыт, определялась личностной культурой учителей, сопровождавших ребят в этих поездках. Педагоги всегда трудились вместе с ребятами. Периодически они окидывали взглядом поле, замечали отстающего (просто уставшего!) и переходили на его полосу – помогать. Это  подбадривало ребят, откуда-то появлялись новые силы. Такая вот незаметная, поддерживающая культура.

 

Когда Татьяна Федоровна уехала в Петрозаводск, директором школы стала Ольга Дмитриевна Молчанова. Она предложила нам, членам комитета комсомола, съездить в Петрозаводск и посмотреть, как живут там ребята в лучших школах: «Сами мы долго будем искать те формы работы, которые увлекут, заинтересуют всех». И мы небольшой группой вместе с Ольгой Дмитриевной побывали в школах №№ 8, 9, 11, 30.

 

Особенно интересно, необычно, творчески организовали тогда свою жизнь ребята в одиннадцатой школе. Там с 1965 года развивалось коммунарское движение.  Дружба со старшеклассниками 11-й школы помогла нам освободиться от формального взгляда на комсомольскую жизнь.

У нас появились новые идеи, интересные формы работы, необычные для нас песни. Мы принимали гостей из Петрозаводска у себя в школе, ходили вместе с ними в поход. Проводили трудовые десанты: дарили радость людям…

 

Все это было возможно только при поддержке Ольги Дмитриевны. Мы называли ее комсомольским директором, потому что она доверяла нам, поддерживала все наши фантазии, инициативы, работала с нами в трудовых лагерях, была неутомимо-творческим человеком с молодой душой. Ей хотелось, чтобы комитет комсомола стал центром творческой жизни школы. И это было так. В 1966/67 учебном году нашу комсомольскую организацию Областной комитет ВЛКСМ признал лучшей в республике.

 

Жизнь в школе за пределами уроков строилась в интересах детей, на принципах самоуправления. На зимних, осенних и весенних каникулах создавались сразу несколько трудовых лагерей, где ребята учились быть самостоятельными, приобретали организаторский опыт и зарабатывали деньги на дорогу в южный летний лагерь. В химлесхозе собирали живицу, в лесхозе сажали и чистили лес…

 

Для комсомольско-пионерского актива проводили коммунарские сборы, куда приглашались гости из других городов.  Ребята обменивались опытом интересной жизни, знакомились с новыми людьми, придумывали новые творческие дела. В ответ ездили на такие же сборы в Пермь, Свердловск, Петрозаводск, Каунас, Ярославль.

 

Дежурство по школе взял на себя мальчишеский отряд «КОД» – комсомольский отряд «Дзержинец». Возглавлял его Юра Роман. Его авторитет, эмоциональность, умение дружить, искренняя заинтересованность в жизни отряда помогали не только мальчишкам, но влияли на общую атмосферу  жизни школы. В «Дзержинце» нашли себе дело по душе и мальчишки с непростой судьбой. Их наши старшеклассники взяли с собой в лагерь с таким же названием «Дзержинец». Лагерь организовали на базе воинской части.

 

Приятно вспомнить, как поддержал идею военно-патриотического лагеря офицерский состав воинской части, где проходили службу пограничники. Учить наших мальчишек воинскому делу  поручили лейтенанту и двум сержантам. Нам очень хотелось, чтобы в лагере наши мальчишки были в настоящей военной форме. Но некоторым из них было по 10-12 лет, и гимнастерки взрослых им не подходили.  Руководство воинской части передало нам списанную армейскую форму, из которой мамы, работавшие в ателье, сшили каждому «воину» гимнастерку по размеру. Как они радовались! И мы, конечно, были довольны!

 

Первый лагерь для мальчишек «Дзержинец» нам удалось сделать интересным благодаря помощи ребят из Петрозаводска. Вместе с Женей Давыдовым приехали к нам несколько парней из клуба «Товарищ», которые разделили с нами все радости и трудности зимовки в летних казармах у пограничников. Это было началом многолетнего содружества клуба старшеклассников «Товарищ» при газете «Комсомолец» и Суоярвской средней школы.

 

Вместе с «товарищами» мы создавали и другой, трудовой, лагерь в Лиусваара, недалеко от финской границы. Назвали его «Товарищ». Вспоминает Ирина Ефремова (Хелен): «На весенних каникулах  работала в химлесхозе – одна с тринадцатью мальчишками. Встав на лыжи, ошкуривали деревья для вздымки, готовили фронт работ для летнего лагеря, который был более многочисленным. Проверить себя на прочность, заработать деньги для поездки на юг хотели многие».

 

Другой центр вдохновения и поддержки для нашей школы находился в Перми, куда во время каникул мы отправляли делегации старшеклассников на коммунарские сборы. Узнала об интересной, яркой, необычной жизни пермских коммунаров тоже благодаря  Жене Давыдову. Через два месяца после моего появления в клубе «Товарищ» он  включил меня в делегацию из четырех человек, которая отправилась в Пермь на коммунарский сбор. Эмоциональная, умело организованная жизнь коммунаров показала, что если захотеть, многое в жизни можно изменить.

 

В Перми я познакомилась с замечательным человеком Аллой Анатольевной Басс, которая и организовала вместе со своей командой (коммуной) удивительную жизнь на коммунарских сборах. Алла Анатольевна была старше меня, но это не помешало нам подружиться – на всю жизнь. А тогда, в  первый год работы в школе, ее обстоятельные письма мне очень помогли, в них было все – практические советы, тёплая поддержка, уверенность старшего друга.

 

Чтобы сохранить наши первые начинания, поддержать творческую атмосферу, Ольга Дмитриевна предложила мне после окончания школы остаться в родной школе и поработать год – развивать вместе с ребятами идеи самоуправления. А поступать в вуз можно и через год. После долгих и мучительных раздумий я согласилась.

 

Потом это стало традицией – секретарь комсомольской организации школы после 11 класса оставался на год работать в школе.

 

От меня эстафету приняла Ира Ефремова (Хелен), от Иры – Люда Няргина (Борисова), а потом Люда Полибина.

 

Ольга Дмитриевна  Молчанова

 

Все новое, что появлялось в школе, требовало изобретательности и мужества от ее директора. Ольга Дмитриевна  Молчанова рассказывала: «Официально трудовое воспитание существовало, но организовать трудовой лагерь в  60-е годы открыто было невозможно. Первые лагеря организовывали в большой тайне. Мы пытались получить разрешение свыше – писали в обком комсомола, чтобы нас признали и поддержали наше начинание, но нам не разрешали. Мы на свой страх и риск, на свою ответственность создавали каждый свой лагерь, потому что чувствовали потребность в них».

 

Нужна была смелость и для того, чтобы предложить мне поработать год в школе в качестве освобожденного секретаря комсомольской организации. Такой  должности не было, она появилась в больших школах позже. Забавное название родила сама жизнь: освобожденный секретарь комсомольской организации. От чего освобожденный?

 

Дело в том, что в те годы еще не появилась и должность заместителя директора по воспитательной работе, и обычному ученику или ученице, избранному комсомольским секретарем (комсоргом) школы, трудно было совмещать учебу в выпускном классе с большой общественной работой. Некоторым приходилось выбирать: хорошо учиться или быть полноценным организатором всех комсомольских дел в школе. Там, где комсомол был формальным явлением, такие проблемы не возникали.  А где развивалось самоуправление, нагрузка на лидера была огромной: комсомольская организация школы состояла из учащихся 8-х, 9-х и 10-х классов (а у нас в  параллели было по три класса!). Пионеры и октябрята тоже включались в общие дела школы – комсомольцы помогали пионерам, а пионеры октябрятам. Комсорг школы становился организатором детской жизни всей школы – вместе с пионерским вожатым. 

 

Год работы в Суоярвской средней школе до поступления в пединститут оказался для моей жизни исключительно ценным. Еще до изучения педагогики по учебникам я научилась слушать и наблюдать реальную жизнь детей. Именно тогда созревало понимание: основы педагогики не в учебниках, а в живом общении с детьми, во взаимодействии с теми взрослыми (не только педагогами), которые вместе с тобой создают условия для самостоятельного развития Человека. Услышать, почувствовать, поддержать идеи, фантазии, желания, рассмотреть в них созидающее начало – эти истины легли в основу моей личной педагогики.

 

За год мы сделали очень много – можно написать целую книгу. Каждый участник той школьной жизни приобрел новых друзей, расширил круг общения. В школе и за ее пределами (мы много ездили по стране) образовались дружеские связи, которые и сегодня помогают нам интересно, творчески жить.

 

Именно тогда я познакомилась с моим будущим мужем, который подарил мне 35 лет счастливой семейной жизни и составил мне прекрасную компанию в каждодневном процессе самообразования. Мы вырастили двух детей – сына и дочь, порадовались появлению двух внуков.

 

Школе, учителям я благодарна за то, что верили в меня, поддерживали во мне лучшее, давали возможность практически проявить мои способности, развить их в деле. В школе я приобрела бесценный опыт дружбы – не только со сверстниками, но и со взрослыми; почувствовала, как велика сила человеческой общности, если наполнена радостью общения с хорошими людьми.

 

Думаю, Суоярвской школе, ее ученикам и учителям повезло: 13 лет ее возглавляла Ольга Дмитриевна Молчанова, прекрасный, творческий человек и великий организатор! Хороших людей много, но умелых, талантливых организаторов, которые объединяют людей притягательностью своей личности, встретишь нечасто.  Ее ученики возвращались к ней уже учителями, чтобы продолжать традиции школы. Из тех, кого я знаю, могу назвать Тамару Смелову, Ольгу Войнову (Федькову), Надежду Ильину (Горяйнову), Светлану Быстранову (Мищенко). Но это далеко не полный список. 

 

Наша дружба с Ольгой Дмитриевной никогда не прерывалась. Тепла ее сердца хватает на всех нас и сейчас.

 

От всей души поздравляю с юбилеем школы всех учителей, учеников и выпускников! Творческой, трудовой, радостной жизни тебе, школа!

Учителя

 Во дворе школы

Мастера по пошиву сами шили и себе

 

Автор публикации Валентина Хорош  –  в 60-е комсорг школы Валя Мокейкова

 

Фото из личного архива Валентины Хорош