Школа и вуз

В глубинку, учиться на учителя

Будущие учителя начальных классов побывали в Рыпушкальской основной школе Олонецкого национального муниципального района.

Есть в программе подготовки бакалавров по профилю «Начальное образование» Института педагогики и психологии ПетрГУ учебная дисциплина «Своеобразие образовательной деятельности в сельских образовательных учреждениях». Эпицентр этого необычного курса – автобусные образовательные культурно-просветительские выезды студентов в сельские школы Республики Карелия. 22 ноября  студенты, будущие учителя начальных классов, побывали в Рыпушкальской основной общеобразовательной школе Олонецкого национального муниципального района.

Сельским педагогам есть что показать, есть чем поделиться с будущими коллегами. Третий год Рыпушкальская школа является инновационной апробационной площадкой Лаборатории теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии по теме «Здоровая карельская школа.  Педагогический потенциал карельской культуры в здоровьесбережении и ориентации сельских детей и подростков на здоровый образ жизни».

Школа известна трепетным отношением к карельской культуре – здесь создан и нетрадиционно работает школьный этнографический музей. Организационная модель школы – «Школа-детский сад» – новая форма для многих малочисленных школ за пределами городов. Школа объединяет поселение просветительскими, культурными, спортивными событиями для его маленьких и больших жителей. Здесь работает дружный педагогический коллектив из начинающих и из опытных учителей, которые достигают хороших результатов у своих учеников и которые, уча других, постоянно учатся сами… Школа – член Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия.

 

В рамках насыщенной программы Дня сельской школы состоялись:

Экскурсия по школе и презентация «Визитная карточка школы», которые провела заместитель директора О.Н. Агафонова, и из которых стало очевидно и понятно: в этой школе живут семьей и дух здесь семейный, почти домашний.

Наблюдения занятий в начальных классах школы: внеурочное занятие педагога Веледеевой Т.А. «Предки вещей» в 1-м классе; уроки педагогов – Н.А. Амозовой «Животные живого уголка» во 2 классе, А.А. Кузнецовой «В царстве грибов» в 3 классе, Е.Ю. Кавгиной «В. Гаршин «Сказка о жабе и розе» в 4 классе. Следует отметить, что учителя, презентуя и анализируя свою работу, умело показали специфику ФГОС нового поколения и особенности организации обучения в малочисленном классе.

Музейно-образовательное занятие со студентами педагога Т.А. Веледеевой в школьном музее «Карельская горница», где его участники, с одной стороны, узнавали историю утюга, а с другой, осваивали технологию интерактивного урока в музее.

10 социально-педагогических проектов в проблематике здоровьесбережения, подготовленных студентами для воспитанников и учеников школы: игровая программа «Мойдодыр к нам не придет!!!» в дошкольной группе; внеурочные занятия – «Дом здоровья» в 1-м классе, «Азбука сладкоежки» во 2-м классе, «Практикум по гигиене» в 3-м классе, «Практикум «Здоровое питание» в 7 классе; проблемные площадки – «Здоровый образ жизни» в 4-м классе, «Курить или жить?» в 5-м классе, «Табак – наш враг!» в 6 классе; дискуссии в киноклубе «Стресс-вопрос» в 8-м классе и в Дискуссионном клубе 9-го класса. Студенческие проекты были восприняты сельскими детьми и подростками с большим интересом.

Семинар учителей школы по теме «Этнопедагогика: основы теории и практики», которым руководила З.Б. Ефлова, заведующая Лабораторией теории и практики развития сельской школы ИПиП ПетрГУ, где обсуждались острые вопросы и ставились задачи продвижения педагогического коллектива в инновационной деятельности по проблематике.

Круглый стол педагогов и студентов «Проблемы и перспективы работы в сельской школе»: здесь студенты задавали вопросы, а сельские учителя рассказывали о плюсах и минусах работы в сельской школе и жизни сельского учителя. Этот разговор отличали открытость, правдивость и заинтересованность его участников в развитии образования в целом и, особенно, в сельских (негородских) территориях Карелии.

Коллективная рефлексия события – Дня сельской школы, где не один раз прозвучали мнения о важности и ценности таких встреч для обеих сторон – для школы и для будущих педагогов. Здесь же произошел обмен подарками: студенты подарили детям школы игрушки и книжки (социально-педагогический проект «Книжке и игрушке – новых друзей» Д. Галочкиной), методическую библиотечку из работ преподавателей Института ПиП, а учителя школы – сувениры, сделанные руками детей, – куклы-берегини. Эти простые на вид детские работы – символы бережного отношения к сельскому детству, к сельской школе, к сельскому учителю, а также искренней благодарности друг другу и пожелания повторения совместных событий.

Подобные выезды и научно-педагогические экспедиции сегодня планируются и в другие школы карельской глубинки.

 

Об авторе. Зинаида Борисовна Ефлова – заведующая Лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ, исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ РК