Школа и вуз

Замкнутый круг

О том, что наболело, говорили учителя-словесники республики
 
Круглый стол на тему «Преподавание русского языка в современной школе: проблемы и перспективы» прошел в конце октября в Карельском государственном педагогическом университете. Его участниками стали учителя-словесники из районов Карелии. Круглый стол был частью программы международной научной конференции «Язык и культура». 
Спросите у школьников, какой предмет они могли бы назвать любимым. Вряд ли популярным окажется русский язык. Заучивание правил, словарных слов, диктанты – все это кажется им скучным. К тому же и ученика и учителя все время преследует страх перед ошибкой и предстоящим экзаменом. А ведь язык – главный инструмент общения, в нем отражение культурных традиций. И в жизни его знание пригодится в первую очередь.
Учителя недоумевают, как получилось так, что на подготовку к обязательному государственному экзамену в 9-х классах отводится только два часа, а в 10–11-х и вовсе один. В таких жестких рамках уже не думаешь о том, что русский язык гораздо больше, чем просто орфография и пунктуация. Но это одна сторона медали. Другая – проблема преемственности между начальной школой и средним звеном, старшей школой и вузом.
– Студенты после вуза приходят к нам неподготовленными. Они не знают, как научить, – говорит учитель из Сортавалы Татьяна Ивановна Филиппова.
– Сегодня мы получаем не очень хороших абитуриентов. Они выбирают филфак по остаточному принципу: не прошли по конкурсу туда, куда хотели. В результате многих вещей студент не знает, ему нужно объяснять материал школьной программы. И таких студентов мы должны довести до четвертого курса, до нужного уровня, чтобы отправить на практику в школу, – объясняет положение, в котором оказался вуз, заведующая кафедрой русского языка историко-филологического факультета КГПУ Ирина Алексеевна Кюршунова.
– У нас тоже свои трудности. Вы не знаете, какие дети приходят сегодня в школу. Нам всем надо ответить на вопрос – как работать с такими учениками, имея прежние учебники. Надо что-то менять, – защищает интересы школьных учителей завуч школы № 10…
Все это похоже на замкнутый круг. Не хватает специальных методических разработок, программ обучения русскому языку в классах ЗПР. Они учатся по той же программе, что и остальные школьники, и должны сдавать тот же самый экзамен.
– Нам приходится всех учить одинаково, по одним и тем же учебникам, готовить к одному и тому же экзамену. При этом надо и сильных учеников не потерять, и слабому дать возможность сдать ЕГЭ, – взволнованно делится своими мыслями с коллегами Людмила Алексеевна Сухоносова из Толвуи. – Чтобы заниматься репетиторством в селе, надо потерять всякую совесть. Зарплаты у всех родителей маленькие. А они приходят, просят, подтяните, помогите. Как отказать? Вот и ложится на учителей огромная нагрузка. Они же готовят весь класс, а не отдельных учеников. Экзамен-то обязательный…
Ольга Ивановна Ботько из Сегежи пополнила список проблем. В первую очередь она затронула вопрос о детях-мигрантах, которых за короткое время нужно обучить русскому языку. От этого зависит дальнейшее обучение всем остальным предметам. Хорошо, когда в изучении русского языка заинтересованы родители и сам ребенок, но что делать, если этого нет? А если таких детей станет больше? Благодаря безграмотному местному телевидению, как заметила Ольга Ивановна, у школьников закрепляется неправильная норма написания некоторых слов. Даже если эти ошибки есть в рекламной бегущей строке.
– Мы звонили на телевидение, жаловались. Там нам ответили, что за подготовку бегущей строки отвечает человек, который не владеет языком, а просто быстро печатает…
Очень остро прозвучала проблема грамотной речи в школе, не только на уроках русского языка и литературы. Каждый педагог должен быть и в этом плане образцом для школьников.
В полтора часа дискуссия уместилась, но осталась открытой. Мысли, идеи, чувства давно копились и здесь нашли свой выход. Говорили о том, что наболело. Но, как с сожалением отметили сами участники, в зале не было представителей Министерства образования. А значит, их не услышали те, от кого действительно что-то может зависеть.