Образование, Школа и вуз

Увидеть лучшее

В Шуйской средней школе Прионежского района. Фото Марии Голубевой
В Шуйской средней школе Прионежского района. Фото Марии Голубевой

VI республиканский День сельской школы Карелии: три поправки и иллюстрации к ним

Вот и отшумел ежегодный, уже шестой (!), республиканский День сельской школы Карелии… Поток возникающих вослед ему мыслей ещё не завершён…  Остановимся на трёх моментах – трёх поправках с иллюстрациями последнего события.

Во-первых, форум – это давно уже не день, а два дня, один из которых субботний выходной.  Организаторы и участники ещё четыре года назад согласились, что не успевают за один день обсудить важное и наболевшее, показать и увидеть лучшее. Надо учитывать, что многим участникам не так-то просто выбраться из карельской глубинки: организовать занятия детей при дефиците педагогов, потратить значительные время и силы на дорогу. Потому мероприятие должно быть предельно дельным – содержательным и динамичным, насыщенным оперативной информацией, которая будет работать целый год  до следующей встречи в феврале.

Во-вторых, круг основных участников форума – школьных руководителей и учителей давно расширен педагогами дошкольного и дополнительного образования, руководителями муниципальных отделов образования, представителями местного управления (официального и общественного) сельских территорий РК. У нас в Карелии к сельским, относятся как классические сельские сёла и деревни, так и лесные, рыболовецкие и рыбоводческие, охотничьи посёлки, посёлки железнодорожных станций и шлюзов, бывшие военные и пограничные городки…

В общем, здесь собираются те, кто живёт и работает в местности, которая не относится к городской. Сюда приходят и горожане, которые не безразличны к будущему карельского села, сельского ребёнка, школы и педагога. Возраст участников – от студентов, потенциальных сельских учителей до опытных и бывалых в профессии и в жизни.  Образование – от получающих первое профессиональное образование до докторов наук и руководителей республиканского уровня. Такое разнообразие делает элемент названия  «сельских школ» условным.

В-третьих, определение Дня сельской школы РК как формы не завершилось. Начиналось с формального кислого понятия «мероприятие», пробовалось более строгое «научно-практическая конференция», а в последнее время закрепилось слово «форум» (древнеримское значение – площадь для народных собраний).

Первый день форума
Первый день форума

Так счастливо сложилось, что организация форума – общее дело учёных (лаборатория теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ) и практиков (Ассоциация сельских школ Республики Карелия). Наш опыт показал, что в Дне сельской школы должны быть научная, научно-методическая, практическая и деловая/решающая составляющие. Информационное содержание форума требует сочетания научности и доступности, теоретичности и конкретности, ориентации на интересы различных участников, объединённых общей проблемной ситуацией.

Общеизвестно, что социально-экономическая социокультурная образовательная ситуация в сельской/негородской местности РФ и РК остаётся деструктивной/напряжённой/критической с конца прошлого века. Потому День СШ РК должен принимать решения и планировать дела, меняющие это несправедливое положение.

 

Иллюстрации VI Дня сельской школы РК

Два дня организаторы условно поделили по характеру на праздничный и деловой.

Первый – время и место для презентации достижений науки и практики, где можно других посмотреть и себя показать. Науку на этот раз представлял К.Г. Тарасов, к.филол.н., проректор Петрозаводского государственного университета. Константин Геннадьевич рассказал о новых акцентах в деятельности вуза, который, приняв статус опорного университета, настроен на тесную работу для образования и совместно с образованием республики. Действующие и создаваемые иннопарки университета ориентированы на образовательные запросы жителей муниципальных районов и сельских территорий  республики.

Выступает Константин Тарасов, проректор ПетрГУ
Выступает Константин Тарасов, проректор ПетрГУ

Следующий День сельской школы, вполне вероятно, будет проводиться на базе Педагогического  инновационного парка «Образование 5.0» ПетрГУ.

Ещё один перспективный посыл сделал детский технопарк Кванториум «Сампо» республиканского центра «Ровесник» (выступление  К.А. Сазоновой, заместителя директора). Надеемся, что в «среде ускоренного развития молодёжи в научно-технической сфере» найдётся место, а один из 7 квантумов  станет средством поддержки инженерно-технических талантов и сельских ребят. Во всяком случае, в наших планах – побывать, посмотреть, попробовать.

Конечно, праздничным был фрагмент подведения итогов и награждения победителей конкурса педагогических работ «Сельская школа со всех сторон. О себе расскажем сами» (С.И. Смирнова, к.п.н., зав. кафедрой ПетрГУ, председатель жюри, и Т.Ю. Паевская, член Совета Ассоциации сельских школ Республики Карелия, сопредседатель жюри конкурса). Об этом Лицей рассказал ранее.

В информационном письме-приглашении участникам Дня сельской школы предлагалось презентовать свой успешный опыт. К сожалению, инициативу проявили немногие. Опасаются сельские выступать на республиканском уровне. А зря… Отсиживающихся и отмалчивающихся не заметят ни при распределении средств, ни при решении реорганизационных и/или других жизненно важных вопросов.

Прозвучавшие выступления  М.В. Макаровой, директора основной школы пос. Сосновка Медвежьегорского района, М.А. Вдовиной, директора  основной школы пос. Кепа Калевальского района, И.В.  Паевской, педагога-организатора Муезерского дома творчества,  – это не просто рассказ об успехах учреждений, а примеры  решения проблем и даже возможность найти поддержку. Например, после выступления директора за решение кадровых вопросов Кепской школы лично взялся проректор ПетрГУ, конечно, с помощью выпускников и студентов университета.

Выступает Марина Вдовина, директор  основной школы пос. Кепа Калевальского района
Выступает Марина Вдовина, директор  основной школы пос. Кепа Калевальского района

Во второй половине первого дня форум переехал в Шуйскую среднюю школу Прионежского района (А.Б. Анастасьев, директор школы). Педагоги и дети школы – от дошкольников до старшеклассников  – пригласили на Панораму практик внеурочных занятий и дополнительного образования.

В Шуйской средней школе Прионежского района
В Шуйской средней школе Прионежского района

Гости хвалили и благодарили  хозяев за гостеприимство и открытость, за увиденное совместное творчество взрослых и детей в углублённом познании химии, математики, в краеведении, прикладном мастерстве, спорте, музыке… Предполагаем, что шуйский опыт подвигнет к поиску новых решений в своих условиях.

«Деловой» день форума – это важная информация о деятельности профсоюзов (Е.Д. Макарова, председатель Рескома профсоюзов работников образования), о новых подходах, форматах и итогах оценки качества образования (С.В. Червова, специалист Министерства образования РК), о жизнедеятельности малочисленных малокомплектных образовательных организаций (ведущей круглого стола Т.И. Танцева, председатель Совета Ассоциации сельских школ РК). Это день «проблематизации» = актуализации, обсуждения и коллективного поиска решений проблем сельской школы.

Круг проблем

— кризис профсоюзного движения – резкое уменьшение членов профсоюза в то время, когда назрели и назревают новые вопросы/проблемы (начисление заработной платы разным категориям педагогических работников, изменение штатных расписаний, увольнение и сокращение педагогов и руководителей);

— перечень малокомплектных школ и их фактическое количество по-прежнему различаются, по-прежнему в ряде муниципальных районов распределение средств для поддержки маленьких школ – это закрытая тема;

—  есть позитивные подвижки, но всё ещё остро стоит вопрос об особенностях (методических, технологических) образовательной деятельности малокомплектной школы;

— всё горячее становится тема предпрофильной подготовки и профилизации старшей школы, соответствия старшей школы на селе требованиям внедряемых ФГОС.

Здесь перечислены далеко не все вопросы, которые поднимались за круглым столом в Рескоме. Что положительно отличало состоявшийся разговор – это отсутствие жалоб, нытья и ожиданий сверху. Без перекладывания ответственности на других в диалоге с руководителями и педагогами сельских образовательных организаций участвовали представители Законодательного Собрания РК, Министерства образования РК, администраций муниципальных образований (Кемь, Олонец, Пряжа). Принял участие в программе второго дня и Уполномоченный по правам ребёнка по Республике Карелия (Г.А. Сараев).

За круглым столом Евгения Макарова (в центре) и Геннадий Сараев
За круглым столом Евгения Макарова (в центре) и Геннадий Сараев

Есть надежда, что мы услышали друг друга. Ведь лишь при этом простом условии можно СО-действовать.

Организаторы Дня сельской школы (слева направо): Татьяна Танцева, Зинаида Ефлова и Светлана Смирнова
Организаторы Дня сельской школы (слева направо): Татьяна Танцева, Зинаида Ефлова и Светлана Смирнова

Далее предлагается документ, принятый участниками форума.

 

Рекомендации и предложения

VI республиканского Дня сельской школы Республики Карелия

            9-10 февраля 2018 года в Петрозаводске состоялся научно-практический форум «VI республиканский День сельской школы Республики Карелия», организованный с целью поддержки развития малых поселений и сельских образовательных организаций Республики Карелия в рамках Плана (комплекса мероприятий) по поддержке образовательных организаций, расположенных в сельской местности, в том числе малокомплектных, на период до 2020 года

В форуме приняли участие руководители и педагоги сельских образовательных организаций РК; представители местного самоуправления; руководители структурных подразделений, преподаватели, специалисты, студенты института педагогики и психологии ПетрГУ; специалисты Министерства образования РК, Карельского института развития образования, Петрозаводского педагогического колледжа; представители Законодательного Собрания Республики Карелия, Рескома КРО профсоюза работников образования и науки, республиканских ведомств, общественных организаций, СМИ.

Участники научно-практического форума единодушны в определении образования важным фактором социально-экономической стабильности и развития сельских территорий Республики Карелия и определяют развитие сельских образовательных организаций одним из приоритетных направлений совместной деятельности законодательной и исполнительной власти, учреждений различных ведомств, общественного движения, СМИ. Объединение усилий и ресурсов разных социальных институтов и ведомств в современных условиях становится основным механизмом достижения доступного качественного образования и его потенциального следствия – социального благополучия в сельской (негородской) местности региона.

Основываясь на этих положениях, форум определяет следующие рекомендации и предложения:

  1. Продолжить работу по объединению (интеграции) усилий и ресурсов законодательной и исполнительной власти, учреждений и организаций различных ведомств, общественного движения. Предусматривать и планировать интеграционную составляющую – вклад, ответственность, непосредственное участие – в мероприятиях разных уровней (республиканских, муниципальных, местных), направленных на поддержку развития образования в сельской (негородской) местности РК. Практиковать проведение межведомственных совещаний, конференций, круглых столов и т.п. по обозначенному направлению. Отв. соответствующие ведомства и социальные институты региона.
  2. Актуализировать обмен современной научно-практической информацией, положительным опытом сельских образовательных организаций, сельских поселений РФ и РК, в том числе по реализации разных моделей/вариантов организации образования (обучения, воспитания, социализации и развития) в малочисленных образовательных организациях. Отв. Лаборатория ТиПР СШ ПетрГУ, Ассоциация СММкШ РК, Карельский институт развития образования.
  3. В современных условиях освоения и внедрения ФГОС общего и профессионального образования, профессиональных стандартов и иных инноваций в образовании начать системную работу про профилизации старшей школы в сельских образовательных организациях РК, в частности по внедрению различных организационных форм получения профильного образования сельскими старшеклассниками (дистанционное, обучение при ПетрГУ или педагогическом колледже по индивидуальному маршруту, др.). Организовать целенаправленную профессиональную подготовку, дополнительное педагогическое образование, переподготовку педагогических кадров по данному направлению. Отв. учреждения образования РК разных уровней образования.
  4. Продолжить работу по совершенствованию законодательного, нормативно-правового обеспечения и поддержки малочисленной, малокомплектной школы на региональном уровне. Отв. соответствующие ведомства и социальные институты региона.

            С целью реализации рекомендаций и предложений Лаборатории ТиПР СШ ПетрГУ и Ассоциации СШ РК:

— подготовить материалы по итогам конкурса педагогических работ «Современная сельская школа со всех сторон: о себе расскажем сами…» 2017-2018гг. к публикации в методических сборниках в помощь педагогам малокомплектных школ;

— определить тему конкурса педагогических работ «Современная сельская школа со всех сторон: о себе расскажем сами» 2018-2019гг. как «Территория детства в сельской школе»;

— совместно с Карельским институтом  развития образования организовать и провести летом 2018 года 2-3дневный обучающий семинар (курсы повышения квалификации) команд педагогов малочисленных, малокомплектных школ на базе одной из сельских школ РК;

— организовать в рамках  Дня сельской школы РК в 2019 году: 1)   мастер-класс на базе детского технопарка «Кванториум»; 2) практическую часть на базе сельской образовательной организации Олонецкого района РК;

— совместно с Рескомом профсоюза работников образования и науки, с Карельским институтом развития образования организовать обучение (в т.ч. онлайн-консультации) по правовому образованию, проектной деятельности руководителей и педагогов сельских образовательных организаций РК;

— распространить, довести до сведения сельских образовательных организаций и соответствующих учреждений РК рекомендации и предложения VI республиканского Дня сельской школы Республики Карелия.

 

Татьяна Танцева, председатель Совета Ассоциации сельских школ Республики Карелия,

Зинаида Ефлова, зав. лабораторией теории и практики развития сельской школы ИПП ПетрГУ,

исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия,

Татьяна Паевская, отв. за орг.-информационную работу Совета Ассоциации сельских школ

Республики Карелия

 

Фото Марии Голубевой