Школа и вуз

В тупике, или К чему приводит латание дыр

К зданию школы пристроена кочегаркаВ 40 километрах от Петрозаводска, чуть меньше часа езды на автобусе, находится станция Деревянка. В поселке живут три тысячи человек, дома раскиданы далеко друг от друга. Средняя школа представляет собой деревянное двухэтажное здание, к которому пристроена кочегарка. Тут же куча угля, стволы нераспиленных деревьев. Рядом три одноэтажных здания: столовая, спортивный зал, мастерские. В расположенном неподалеку пришкольном интернате лет пять никто не живет: в отдаленных деревнях не осталось детей…

…Вхожу в школу вместе с директором. Нина Викторовна Морозова, в прошлом учитель начальных классов, теперь преподаватель информатики. Четыре года из 25 лет, отданных учительскому делу, трудится в должности директора. Поскольку в деревянной школе я впервые, меня здесь удивляет все: неровные стены, старого образца двери, большие окна, высокие пороги.

– Здание построено в 1964 году. В октябре школе исполнилось 80 лет, – начинает с порога Нина Викторовна. – После пожара, случившегося 45 лет назад, выстроили это здание. Но поскольку оно тоже деревянное, за безопасностью следим особо – здесь постоянно кто-то есть.
 
В этом я убедилась, когда позвонила в школу вечером в воскресенье, чтобы договориться о встрече.

Пятый океан
Директор Н.В. МорозоваОщущение того, что я нахожусь в старом здании, пропало, как только оказалась на уроке географии в 7 классе. Уютный вполне городской кабинет – новые парты, телевизор, современная доска. Удивительная тишина, потому невольно вздрагиваешь, когда со стороны железнодорожной станции доносится протяжный гудок паровоза.
Урок запомнился вопросами учителя, разными, порой неожиданными. Существует ли пятый океан? Почему в Карелии случается зимой резкое потепление? Есть ли в природе белый кит? После урока побеседовала с учителем географии Верой Константиновной Гнездиловой. В образовании она 38 лет, больше 20 – в Деревянкской средней школе в должности географа и замдиректора по учебно-воспитательной работе. Заговорили о ЕГЭ. Она сказала:
– Экзамен требует целенаправленной работы учителя с 5 класса. Тогда его можно сдать успешно, особенно если детей ведет один педагог. Объем знаний по географии должен быть внушительным. Нынешним выпускникам тяжело придется, они такой подготовки не получили.

За учеников спокойна!

Еще один урок удалось посмотреть в 4 классе. Математику для 14 ребятишек ведет Татьяна Викторовна Филиппова, сама мама двоих мальчуганов. В детях она души не чает. После работы над ошибками в контрольной с радостью поделилась впечатлениями:
– Класс хороший, ребята готовы к среднему звену. Проблема одна – дети выросли за лето и зиму, парты им уже маловаты.

Из разговора выяснилось, что не одна проблема. Еще вчера ребята сидели на уроке в куртках – из-за сильного ветра в классе было холодно.

Деньги тратим не туда…

На переменеОбщение с педагогами сводилось к одной теме – судьбе школы. Учителя и директор понимают, что жить в этом старом здании все сложнее. Нина Викторовна, например, все колебания температуры помнит как заправский синоптик.
– Нам еще повезло, что последние пять лет суровых зим почти не было, – рассказывает она. – Только в 2005-м морозы выдались сильными.
Мне, человеку городскому, пояснили: морозы – настоящее испытание для здания. Из-за перепадов температур возникают трещины, проседает фундамент, а все это ведет к обветшанию деревянной конструкции и перекрытий.
– В этом учебном году по предписаниям Госпожнадзора до 10 сентября мы работали в две смены, так как второй этаж был закрыт. Если бы не помощь наших шефов из МВД и специальной комиссии, приехавшей школу, не знаю, что и было бы, – сетует директор.
Завуч по безопасности, один из трех учителей-мужчин, Алексей Александрович Никитин, преподаватель черчения и технического труда, убежден:
– Мы не туда тратим деньги! Латаем дыры на одеяле, которое вот-вот порвется. Почти 1,5 миллиона выделялось на косметический ремонт школы. А два-три миллиона требуется на проектно-сметную документацию для строительства нового здания. У нас бы уже нулевой цикл был готов, если бы было принято принципиальное решение о строительстве!

Наперекор обстоятельствам

На уроке географииНо решение такое не принято. Из-за этого, наверное, настроение у педагогов приподнятым не назовешь.
В автобусе разговорилась с молодой женщиной, учившейся в Деревянке.
– Нам еще в 1991 году говорили, что мы в 1 класс пойдем в новую школу. Частенько нам было страшно: то угол начинал заваливаться, то полы вздувались пузырем. А туалеты – это же выгребные ямы! Запах от них на половину первого этажа шел…
Уезжая из Деревянки, я все же запомнила не только это, но и огромное желание педагогов школы учить 143 мальчишек и девчонок. Для детей открыты филиалы музыкальной и спортивной школ, группа продленного дня, есть краеведческая группа. До 2012 года здесь ждут ежегодно по 20 – 25 первоклассников. Это говорит о том, что школа поселку нужна. Как нужна она родителям и жителям поселка, для которых это хоть какая-то возможность разнообразить свой досуг. Дом культуры в Деревянке сгорел несколько лет назад, и теперь интеллектуальная и культурная жизнь переместилась в детский сад и школу, где проходят все сколько-нибудь важные для жителей поселка события.

Что будет со школой в Деревянке?

Александр СЕЛЯНИН, министр образования РК:
– По полномочиям это вопрос органа местного самоуправления. В случае если есть необходимость строительства новой школы, администрация района должна выделить земельный участок, подготовить проект. Если же для строительства средств районного бюджета не хватает, следует обратиться в Правительство РК для включения объекта в Адресную инвестиционную программу. Сейчас у нас строятся два объекта – в Суккозере и
Шелтозере. После их завершения будет приниматься решение по новым объектам.

Сергей ДИАНКОВ, глава администрации Деревянкского сельского поселения:

– Для Карелии деревянная двухэтажная школа – явление редкое. Здание не признано аварийным, но с каждым годом становится все более ветхим. По сути, мы находимся в тупике. По-настоящему в школе тепло только на втором этаже, несмотря на то что мы утепляли и первый. В две смены школа работать не может, потому как поселок разделен железной дорогой. Получится, дети окажутся вне контроля в темное время суток, так как не все родители смогут провожать и встречать своих чад. Многие из них работают в Петрозаводске и приезжают домой поздно вечером. Я считаю, вопрос строительства новой школы должен решаться сообща с Правительством РК. Тем более что директор Н.В. Морозова совместно с администрацией сельского поселения неоднократно обращались во все инстанции и просили о помощи. Мы стараемся всеми силами помогать школе. Вот и в этом году впервые залили каток, провели к нему освещение. Для ребятишек это настоящий праздник!

 
"Лицей" № 4 2009