Учитель

Рассеивающий тьму

К.К. Завьялов среди первых воспитанников школы-интерната № 1 (1б класс). 1957 г. Из личного архива учителя класса М.Т. Иконниковой
К.К. Завьялов среди первых воспитанников школы-интерната № 1 (1б класс). 1957 г. Из личного архива учителя класса М.Т. Иконниковой
Исполнилось 100 лет со дня рождения почетного гражданина Петрозаводска, заслуженного учителя РСФСР Константина Константиновича Завьялова (1910 — 1975). Публикация Национального архива Карелии.

 

Если я светить не буду
Если ты светить не будешь
Если мы светить не будем
Кто же тогда рассеет тьму?

Назым Хикмет

Из дневника
К.К. Завьялова

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения прекрасного человека, рожденного для того, чтобы быть педагогом, — новатора и гуманиста, патриота и мыслителя, почетного гражданина Петрозаводска К.К. Завьялова.

Уроженец революционного Иваново-Вознесенска, он с молоком матери впитал в себя веру в прекрасное будущее, которое надо строить чистыми руками, добрым сердцем и честным трудом. Он таким и был всю свою жизнь. Девизом жизни К.К. Завьялова, как он сам записал в своем дневнике, были всем знакомые слова из песни: «Пока я ходить умею, пока я глядеть умею, пока я дышать умею, я буду идти вперед».
В Карелию К.К. Завьялов приехал в 1930 году после окончания Ленинградского педагогического института имени Герцена.
30-е годы были годами перестройки всего школьного дела. 20-летний Завьялов начал свою работу в так называемом Комбинате рабочего образования (КРО), где обучались люди, окончившие школы малограмотных или имеющие образование начальной школы, в КРО они уже получали приличное для того времени 7-летнее образование.
Через два года, в 1932 году, молодой педагог был направлен заведующим отделом народного образования в Сорокский (ныне Беломорский) район, где он решал и преодолевал по-своему, по-новому все задачи, стоящие перед народным образованием. Уже тогда он выработал свое непреклонное кредо — «рост человека через преодоление трудностей».
Все его предвоенные годы прошли в нашей республике в системе народного образования и в партийных органах. Но так как К.К. Завьялов был прежде всего педагогом, его партийной деятельности глубоко касаться не будем, напомним только, что в годы Великой Отечественной войны ему было поручена сложная работа по размещению эвакуированных семей из Карелии в Ольховском районе Челябинской области. Семьи были не только размещены в соответствующих жилых помещениях, но он по своей инициативе решал и вопросы снабжения эвакуированных дровами и мылом, обеспечивал их работой, главным образом в колхозе, и остро ставил вопросы перед местными властями о предоставлении работы по специальности врачам, бухгалтерам, сапожникам, решал сложнейшие вопросы материального обеспечения продуктами и одеждой эвакуированных.
В 1944 году после освобождения Карелии К.К. Завьялов руководил работой по устройству реэвакуированного населения в нашей республике.
В послевоенные годы Завьялов был учителем, директором школ, заведующим роно и начальником школьного управления Министерства просвещения. Везде проявлял себя, как отмечали его коллеги, как «неутомимый труженик, добрый советчик и друг, активный общественник, хороший преподаватель, удивительно точно избравший свою профессию».
В 1950-е годы К.К. Завьялов был директором 23-й средней школы. Под его руководством школа стала одной из лучших в городе по организации детского коллектива.
Последовательный ученик А.С. Макаренко, К.К. Завьялов впервые в 23-й школе поднял, прежде всего, роль детского коллектива в воздействии на нарушителей дисциплины, ввел новую систему дежурств по школе, основанную на беспрекословном подчинении всех учащихся требованиям дежурного класса. Сильнейшим средством воспитания через коллектив сделал знаменитую макаренковскую «середину», на которую, по решению дежурного класса, для ответа за свое поведение вызывался ученик, нарушивший «Правила поведения».
Он очень любил детей и уважал педагогов этой школы. Когда в 1956 году ему было предложено перейти на работу в другую школу, мы находим такую грустную запись в дневнике: «5 февраля 1956 г. … 23-я – это моя родная школа. Я никогда ее не забуду и постараюсь всегда быть с ними, куда бы меня ни бросили. Как я расстанусь с ней? Мне это очень трудно представить… Хочется так поработать, чтобы добиться окончательных результатов, раскрыть все свои возможности и в воспитании, и в обучении. Всегда идти вперед, вперед – для этого надо время. Будет ли оно?».
С июля 1956 года в Петрозаводске началась работа по открытию нового учебно-воспитательного учреждения. Первым директором школы-интерната №1 стал великий гуманист К.К. Завьялов.
Известие о наборе детей в школу-интернат было встречено достаточно активно. На 300 предполагаемых мест было подано 1250 заявлений. Среди 305 принятых было: сирот 15 человек, полусирот 41, детей матерей-одиночек – 96, детей из многодетных семей – 65. Это были дети из так называемых трудных семей: 25 человек курили, 68 – имели пониженную оценку за поведение, 48 человек должны были выдержать осенние испытания для перехода в следующий класс.
Воспитателями были, в основном, женщины, многие из которых вообще не работали в закрытых учебных заведениях. К.К. Завьялов в своем отчете о школе-интернате за 1-е полугодие 1956-1957 учебного года писал:
«Дети были приняты в интернат 30 августа, 1 сентября они пошли в школу и приступили к учебным занятиям. Первые дни весь педагогический коллектив, особенно воспитатели, работали абсолютно не считаясь со временем. Мы не имели опыта и не умели правильно организовать нашу работу с детьми. Мучали нас многочисленные мелочи: не подогнанная по росту одежда, неумение организовать учет и хранение личных вещей детей, организация порядка в столовой, в спальнях. Было много суматохи в связи с мытьем детей в бане…»

Для правильной организации жизни ребят, привития им навыков коллективизма, товарищества и сознательной дисциплины в первые дни учебного года был создан по инициативе директора актив ребят, который решал все вопросы жизни интерната, начиная от привития навыков самообслуживания, соблюдения чистоты до организации досуга и общественной работы. Самым важным, высшим органом интерната стали общие собрания коллектива, которые собирались по разным вопросам, затрагивающим жизнь детей.
Так проходила “середина” в школе-интернате № 1. 1957 год
Так проходила “середина” в школе-интернате № 1. 1957 год
Сколько бессонных ночей провел первый директор первого интерната, чтобы направить актив ребят на правильное, сознательное решение встающих перед коллективом задач! Сколько литературы он изучил и записал в своих дневниках под девизом «когда не спится». Вот некоторые из них:
«Г.А. участвовал в воскресенье с уличными товарищами в краже вещей в спортивном магазине. Стоял на страже, сам, говорят, ничего не взял – как быть? Обсуждать в школе, в классе? Среди товарищей?» — 15 апреля 1958 г. Вечером любимый всеми детьми и очень строгий завуч В.И. Зайцева в магазине обнаружила , что у нее нет 64 рублей, которые исчезли буквально в течение 10 минут, пока ее не было в учительской. А вечером дочь Константина Константиновича обнаружила у дверей 55 рублей денег и записку: «Константину Константиновичу лично. Константин Константинович! Передайте эти деньги, пожалуйста, Вере Ивановне. Денег было 55 руб., а не 64″ (подписи нет).
Значит шли учителя и воспитатели по правильному пути. Конечно, воровство искоренено не было, но появились первые звездочки.
К.К. Завьялова волновали вопросы наказания. Он считал, что нормой строгости является внимание к человеку, суровость, но не бессердечность, наказание, но не жестокость, гнев, но не злобность, внимание, но не огульное всепрощение. А когда однажды дело дошло до вынужденного исключения из интерната, это стало таким большим переживанием для директора, что он не читал нотаций, а обратился к исключенному c такими словами:
«Значит расстаемся …И все-таки я верю в тебя… Ты сумел убедить всех учителей, что не способен что-либо понять. Я вынужден тебя исключить. Но ты должен доказать и мне, что моя вера ошибочна, доказать, что в тебя нельзя верить».

К.К. Завьялов неоднократно повторял, что одним из важнейших направлений воспитательной работы интерната являются создание «бодрого, трудолюбивого детского коллектива» и потому считал, что для решения этой задачи должен сложиться слаженный творческий педагогический коллектив. И вот в связи с этим в его дневниках появляются такие записи:
«Воспитатель- это очень многое значит – это нежная, чуткая, внимательная, ласковая и строгая душа, требовательная разумно, ведущая воспитанника по пути совершенствования, овладевшая навыками жизни, обладающая высокими моральными качествами. Воспитатель, мне думается, если он умный, должен измерять свою работу тем, как относятся к нему и его действиям, работе его воспитанники, его ученики. Власть – инструмент опасный, применять осмотрительно, мудро в редчайших случаях».

Учитель всегда остается учителем. И сегодня ему надо знать больше, чем вчера, а завтра больше, чем сегодня, ибо учитель каждый день сдает свой самый строгий экзамен. Каждый педагог должен обладать мудрой любовью к детям и основным в этой мудрой любви должно стать уважение к личности ученика, маленького гражданина.
«Счастлив учитель, умеющий «глаголом жечь сердца людей». Но слово учителя никогда не заменит самостоятельных детских размышлений. Процесс познания углубляется только тогда, когда ученик сам решает познавательную задачу».
Основой воспитания, по мнению педагога, должен стать труд – физический и умственный. Ребятам должен быть ясен и понятен результат труда, для чего он трудится, ему должно быть ясно, что он приносит пользу людям.
Организовывать творческий труд в школе-интернате было делом нелегким, так как дети находились на всем готовом. Чтобы воспитанники не стали иждивенцами, с самого рождения интерната были организованы и уборка помещений, и починка обуви и одежды, и кухонные работы, и работа на пришкольном участке, и в свинарнике, и на колхозных полях.
В 1973 году в газете «Ленинская правда» было опубликовано интервью с К.К. Завьяловым, в котором он вспоминал о таком факте: ребята после работ в совхозе по уборке картофеля получили за работу деньги, которые могли разделить между собой, но решили их не брать, а купили телевизор, который стоял в кабинете директора (этот коллективный подарок школе и в отсутствие директора могли смотреть по субботам и воскресеньям дети, которые не могли уйти домой, потому что его у них не было).
Совместно заработанные деньги использовались как стипендия интерната выпускникам школы, поступившим в вузы и не получавшим материальной помощи из дома. Ребята старших классов проходили производственную практику на различных предприятиях города, директор сам обошел все предприятия, где трудились его воспитанники, большинство из них работало хорошо. В дневнике К.К. Завьялова имеется такая запись: «Крылов работает хорошо, но у него нет валенок с галошами».
С годами в интернате сложились добрые традиции – и различные кружки, особенно танцевальный и КИВ – Клуб интересных встреч, и Интернациональный клуб, и кино по пятницам, которые очень часто демонстрировали старшеклассники, и классные вечера с очень вкусными жареными пирожками. Но что всех объединяло от мала до велика — это было увлечение туризмом. Начинали с обследования Неглинки и Лососинки, а потом была «осударева дорога» и зимний поход на Кимасозеро по маршруту красных финнов во главе с Т. Антикайненом, и поездки на Кавказ.
15 июня 1963 года состоялся первый выпуск 8-х классов интерната. И на выпускном вечере выступил директор со следующим напутствием выпускникам:
«Что вам пожелать на прощание? – Прежде всего доброго здоровья. Не забывать, чему вас учили (зарядка, правильный распорядок дня, спорт). Найти себе дело по душе, учебу по вкусу. Внимательно к этому относиться. Любимое дело – это счастливая жизнь. Главное! Где бы вы ни работали, где бы вы ни учились, куда бы вас не забросила судьба – будьте настоящими людьми… Будьте требовательны к себе, побеседуйте со своей совестью, она подскажет вам, как правильно поступать в жизни. В жизни будут трудности, испытания, надо учиться преодолевать их. И здесь я хочу напомнить совет А.С. Макаренко – «Не пищать». Не забывайте старших, родителей, воспитателей, товарищей. Не забывайте нас – мы всегда готовы помочь вам советом, делом».

Это краткий рассказ об Учителе с большой буквы. Константина Завьялова давно уже нет среди нас, он рано ушел из жизни, полной взлетами и переживаниями, творческими находками и горькими раздумьями о правильности выбранного пути, но всегда чуткого, внимательного,наделенного необыкновенной душевной щедростью ко всем окружающим и особенно детям.
Ида Петричева, Национальный архив РК
«Лицей» № 6-7 2010