Учитель

Испытание на прочность

Темой очередного круглого стола, который провели редакция нашей газеты и общественная организация «Карельское образование», стали взаимоотношения учеников и молодых учителей. Поводом к разговору послужил конкретный случай. Студентка пришла на практику в петрозаводскую школу. На ее уроке ученики вели себя безобразно: когда вздумается, вставали и ходили по классу, брали ее вещи, если она отворачивалась к доске, а на ее вопрос по теме урока последовал ответ: «Иди ты в …» 
Что можно посоветовать молодому учителю или студенту-практиканту в подобной ситуации? Как не спасовать, найти достойный выход, а в каких-то случаях и защитить себя?

 
Александр Морозов, начальник управления надзора и контроля в сфере образования Минобразования РК: — Приведенный пример — прокол тех, кто должен обеспечивать практику. Нельзя неподготовленного студента оставлять один на один со сложным классом. С другой стороны, начинающий учитель должен быть готов к таким ситуациям. К тому, как их разрешать. И здесь универсальных рецептов нет. Когда в свое время я пришел в школу, мне сказали: «Никто ничего за тебя не придумает». Пять лет боялся в класс зайти. К детям следует относиться ровно, не сюсюкать, не иметь любимчиков. Как только ты входишь в класс, тебя начинают проверять. 
Светлана Артемьева, отличник народного просвещения РСФСР: — Я заметила, что у студентов педколледжа, которые живут в общежитиях, стиль поведения вырабатывается быстрее, чем у «домашних» студентов. У первых происходит быстрая социализация, у вторых замедленная. По исследованиям, общением-диалогом больше владеют молодые учителя: 19% молодых и 15% опытных. Лучше держат дистанцию опытные: 27% и 20% молодых. Методом устрашения больше пользуются молодые: 22%, 15% у опытных. Заигрывают исключительно молодые: 21% против 3% опытных.

— Что бы вы посоветовали студентке, которую ученики на уроке «послали»?

Людмила Фрадкова, кандидат биологических наук, сотрудник Центра развития образования Петрозаводска: — Дети знают, что это практикантка, для них все это аттракцион. Прежде чем студент начнет вести уроки, учитель должен правильно настроить класс. Дети будут испытывать студента на прочность, потому так важна первая нота. Должна быть сразу установлена разумная дистанция между учителем и учениками. А вообще дети ценят профессионализм и знания, если вести урок интересно и качественно, такого поведения не будет.  

Светлана Артемьева: — В 45-й школе мы детей готовили к приходу практиканта: объясняли, что это сейчас он студент-учитель, а раньше был таким же учеником, как они сейчас. Проводили деловую игру: «Чего не умеет студент?» Дети четко все называли.
Помню, как я пришла молодым учителем в класс. Чувствую, что-то не то, один парень пытается сбить меня. Молчу, держу паузу, внешне спокойна. Потом с глазу на глаз разговорилась с ним, узнала, что он увлекается марками. Когда он увидел у меня финские марки, заинтересовался. Постепенно отношения наладились, больше он не мешал мне.
Александр Морозов: — Безусловно, есть нормы закона, есть установленная ими ответственность за противоправные действия и есть ситуации, когда ими нужно пользоваться. Что посоветовать? Наверное, только одно: учиться, нарабатывать практический опыт, набивать шишки. 
В конце 70-х был такой случай, о нем рассказала одна учительница. В ее классе был пацан-переросток. Однажды на уроке она задает классу вопрос: «Чем лев отличается от львицы?» Пацан уже готов был ответить, в чем, на его взгляд, различие, но она успела опередить его: «Правильно, Вася, гривой!». А не хватило бы ей умения чувствовать класс, была бы аналогичная конфликтная ситуация. 
Учителю необходимы твердость и решительность, но, с другой стороны, грубый и строгий учитель, держащийся в стороне от учеников или относящийся к ним безразлично, обрывает все пути, связывающие его с детьми, и не способен научить их добру.
Людмила Фрадкова: — Дети должны знать, что оскорбление недопустимо. Мне кажется, еще лет 10 — 15 назад было другое отношение к учителю, его уважали.
Александр Морозов: — Мне кажется, дети с тех далеких времен кардинально не изменились. Но с чем соглашусь, не было прежде отношения к образованию как к сфере услуг. А отсюда широко распространенное заблуждение и родителей и общества, что центром воспитания является школа. Школа, учитель дополняет работу родителей, но они не могут занять их место. Миссия родителей – воспитать ответственного человека, способного отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности — это характеристика зрелой личности. Но закладывается оно именно в детстве и прежде всего в семье.
Светлана Коровайко, зам. начальника отдела по работе со студентами КГПА: — Прежде всего практикантке, случай которой мы подробно разбираем, надо было прийти в учебно-методическое управление. У каждого студента есть свой куратор по практике, который также может оказать поддержку и помощь в данном вопросе. И мы помогаем справиться с подобными ситуациями. По-моему, в той школе ее бросили на произвол. Не каждый студент напористый, надо его классу представить, педагогам школы оказать поддержку. Правда, есть такие студенты, кто сразу умеет себя поставить.
Светлана Артемьева: — Может быть, вам создать клуб для студентов, в котором они учились бы общаться с учениками?
Светлана Коровайко: — У нас есть педотряд, в нем около ста студентов. Преимущественно они работают с детьми младшего школьного возраста.
Анастасия Бачинская, ведущий психолог отдела по работе со студентами КГПА: — Считаю важным использование метода наблюдения. Он помогает составить общую картину класса, выделить для себя помощников, лидеров. Очень важно, если молодой учитель будет продолжительное время работать с классом. Ученики немного привыкнут к вашему присутствию и не будут резко реагировать. Если же ваш приход будет однократным, то метод наблюдения можно не использовать. Главное, тот, кто передает вам класс, должен грамотно вас представить.
Владимир Малегин, руководитель общественной организации «Карельское образование»: — Я инженер по образованию, не педагог. Но был в моей жизни эпизод, когда я преподавал спецтехнологию в ПТУ. Тяжелые были там ребята… Тех, кто мешал, я нагружал вопросами, моделировал ситуации, которые могли им пригодиться в жизни. Главное, считаю, чтобы детям было интересно.

— Владимир Дмитриевич, какой стиль отношений был в 9-й школе при Исааке Самойловиче Фрадкове?

Владимир Малегин, руководитель общественной организации "Карельское образование": — Я окончил 9-ю школу в 63-м году. Отношения с учителями у нас были доверительные. Такого не помню, чтобы ученик встал и пошел гулять по классу. Исаак Самойлович утром встречал нас на лестнице, с каждым здоровался, беседовал. После этого ты быстро в себя приходил.

Людмила Фрадкова: — Он перед уроком приходил в класс пораньше, раскладывал по партам карточки, писал задания на доске и, обращаясь по имени, встречал каждого ребенка вопросом, как он провел вчерашний вечер. 
Светлана Коровайко: — Любому ученику приятно, когда к нему обращаются по имени, что-то знают о нем …
Анастасия Бачинская: — Ни в коем случае нельзя использовать авторитарный стиль. Иначе ни о какой толерантности и речи быть не может. А в наше время очень важно воспитывать ее в детях. Кроме того, авторитаризм не будет способствовать самостоятельному развитию личности ребенка. 
Светлана Артемьева: — Молодой учитель часто бывает нетерпелив. Ученик слово, учитель в ответ двадцать. На эту сторону подготовки будущего педагога надо обращать особое внимание, так как очень часто гнев учителя по отношению к ученику, совершившему неблаговидный поступок, перерастает в антипатию к нему. А это отрицательно сказывается на самооценке ученика, понижает его чувство собственного достоинства.
Светлана Коровайко: — Многое зависит от администрации школы. Молодой учитель попадает уже в сформировавшийся коллектив. Во многом этот коллектив и определяет дальнейшее поведение педагога по отношению к ученикам.
Людмила Фрадкова: — Поведение — не проблема детей…
Александр Морозов: — Учителя не виноваты ровно до того момента, пока делают то, что должен делать учитель. 
Людмила Фрадкова: — Довлеет страх.
Александр Морозов: — На самом деле мер воздействия и дисциплинарных и воспитательного характера в советское время было больше: педсовет, походы учителя домой к ученику, комсомольское собрание. Что осталось? Меры воздействия исчезли, нового ничего не придумано.
Светлана Артемьева: — Конфликт в школе возникает, если учитель не нашел контакта с учеником. Тот жалуется родителю, который приходит в школу разбираться. Таким образом, в конфликт вовлекаются уже три стороны, и очень часто учитель остается без поддержки родителя. Поэтому считаю, лучшими помощниками учителю будут самоанализ ситуации, совет коллег и помощь психолога. Правильно сделали, когда ввели должность психолога.
Александр Морозов: — На совет пойти к психологу родители часто реагируют так: «Вы что, из моего ребенка психа делаете?»
Светлана Артемьева: — В 90 годах у нас был случай, когда ученик принес в школу бомбочку, не донес до класса, она взорвалась и поранила руку. Что мы сделали? Учили его дома, так как на домашнее обучение перевести его было нельзя – отсутствовали необходимые показания, но на уроках он бы не успевал за классом. Поэтому обучали его дома на общественных началах, заботились, проявляли внимание. Ситуацию с ним не разбирали, он сам, при таком отношении к нему и без наших поучений, все понял, извинился. Поправившись, вел себя на уроках всегда хорошо. И вообще стал очень хорошим человеком и многого добился в жизни. Ученик учится жизни, имеет право на ошибку, важно в любой ситуации сохранить с ним контакт.
— Как вы относитесь к идее ввести в школе советы содействия реализации прав учащихся?
Александр Морозов: — Плохо. Какие у него функции, полномочия? Не нужно придумывать неработающую структуру, в школе есть управляющий совет, очень серьезные полномочия которого определены Законом об образовании. 
Светлана Артемьева: — Я бы не выделяла одну категорию — учеников. Нужны все участники образовательного процесса — ученики, учителя, родители. 
Людмила Фрадкова: — Надуманная форма, это ясно даже из названия. В школе есть все, чтобы качественно работать, не хватает школьного братства, увлеченности идеей. Анастасия Бачинская: — Зачем в школе создавать новый совет? Есть же педсовет, попечительский совет. Они и занимаются защитой прав и интересов. Во время занятий в школе ответственность за ученика должны нести учитель и администрация школы, а дома для этого есть родители.
Светлана Коровайко: — Если данный совет призван защищать права учащихся, то во многом он будет дублировать функции школьного психолога, который как раз и должен помогать решать школьникам их проблемы. Так что можно обратиться к школьному психологу…
Владимир Малегин: — … или к учителю, которому доверяешь.
— Как защищен учитель в школе?
Александр Морозов: — Законами Российской Федерации. Применительно к сегодняшнему примеру: пункт 57 Типового положения об общеобразовательном учреждении обязывает обучающихся соблюдать устав общеобразовательного учреждения, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу учреждения, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка. За нарушение таких обязанностей в уставе учреждения должны быть указаны взыскания. За реализацию провинностей учащегося отвечают родители. Об их обязанностях в отношении воспитания указано в Конституции РФ, Семейном кодексе и п.3 ст.52 закона РФ «Об образовании». Согласно закону «Об образовании» родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения, а, значит, и отвечать за неподобающее поведение своих детей. Кодексом об административных правонарушениях установлена ответственность родителей, но статья 5.35 предусматривает ничтожно малые санкции за указанные правонарушения, несоразмерные с тем ущербом, который причиняется ребенку. В проекте федерального закона об образовании, который сейчас обсуждается, существенно конкретизированы меры дисциплинарного воздействия и правила их применения. 
— Что делать, если дети учителя оскорбляют?
Александр Морозов: — Схема действий такая: учитель обязан поставить в известность руководителя образовательного учреждения в письменной форме. Директор должен провести служебную проверку и при наличии оснований принять меры дисциплинарного воздействия, обратиться в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав или в правоохранительные органы. Правовой механизм защиты учителя есть, конечно же, не слишком легкий и требующий совершенствования. 

— Подводя итог, что можно порекомендовать молодому учителю, у которого серьезные проблемы с учениками?

Светлана Коровайко: — Нужно беседовать индивидуально со сложными ребятами, искать контакт. Не поможет – прибегнуть к другим способам. И не стесняться обращаться за помощью к более опытным коллегам.

Людмила Фрадкова: — Если сложный случай, медики устраивают консилиум. Проблему следует обсудить неформально, в своем профессиональном цеху. Молодых полезно обучать на проблемных ситуациях. Скажут, что такой опыт имеется. Но, видимо, это делается не очень качественно.
Светлана Артемьева: — Я всегда на стороне ребенка. Потому что у него нет права выбора – учиться или не учиться в массовой школе, да и не он выбирает себе школу. Многим детям очень трудно. В сложных случаях мы в школе индивидуально обучали ребенка по трудным предметам, и учителю сразу становилось легче, и ребенок усваивал необходимый материал. Таких учеников ежегодно бывало человек десять. То есть внутри школы была школа индивидуального обучения. Конечно, это нагрузка на бюджет школы, все же дополнительных средств не было, но какая радость, когда эти ребята получали аттестат!
Александр Морозов: — Учителям хотелось бы пожелать больше мудрости и опыта, родителям и детям – больше ответственности. Всем вместе – поступать по закону, а не искать обходных путей. Есть надежды на новый Закон об образовании.
Людмила Фрадкова: — И еще изучить опыт других стран.
Александр Морозов: — В большинстве стран, если ученик на уроке вдруг встал и пошел, учитель даже не обратит на это внимания…
Светлана Артемьева: — Амонашвили сказал: «Каждый урок должен быть осмыслен учителем как подарок детям».
Анастасия Бачинская: — Если нет желания решать проблемы, то скорей всего человеку не подходит эта профессия. 
Резюме круглого стола:
* Администрация школы обязана подготовить класс к приходу молодого учителя.

* Молодому учителю следует попытаться найти контакт с учеником, срывающим уроки, выйти с ним на откровенный разговор с глазу на глаз.

* В неоднозначных случаях полезно устраивать неформальный педагогический консилиум.

* У учителя всегда остается возможность обратиться в правоохранительные органы. По закону за оскорбление полагается ответственность. Честь, достоинство и репутация человека охраняются как нормами Уголовного кодекса РФ (ст. 129 — клевета, 130 — оскорбление), так и нормами Гражданского кодекса РФ (ст. 152 ГК РФ).
 
"Лицей" № 11 2010