Учитель

Страдания по зарплате

Профсоюз беспокоит введение в республике для учителей под флагом модернизации штатно-окладной системы

Как известно, зарплата – мерило уважения, с которым общество относится к профессии. Как же оценивается сегодня труд педагога? Мизерно мало! Если работать на ставку и качественно выполнять свою работу, то все это удовольствие будет оплачено не более 5 – 6 тысячами рублей в месяц.

В наше время в эшелонах власти любят говорить, что для учителя не так важна зарплата, как энтузиазм и любовь к своему делу. И энтузиазм, и любовь, конечно, важны, но учителю необходимо покупать еду, одежду, платить за квартиру, содержать семью, приобретать книги, иметь компьютер и т.д. и т.п., у каждого есть свои интересы, желание посмотреть мир. При этом у учителя, как правило, нет других источников благосостояния, кроме средств, заработанных на ниве просвещения.
Большинство учителей добросовестно работает на будущее страны, решает государственные задачи, закладывает фундамент успеха в экономике. Но несмотря на длительные разговоры по поводу достойной зарплаты учителю все по-прежнему крутится вокруг нищенских окладов (ставок).
И даже февральская 14-процентная индексация заработной платы недалеко отодвинет большинство работников образовательных учреждений от риска попасть в зону бедности.
Общероссийский профсоюз образования настаивает на реальном повышении зарплаты, разработал методику расчета уровня оплаты труда педагога, считает необходимым удвоить финансирование отрасли, чтобы обеспечить качество и доступность образования в России.
Министерство образования и науки РФ в 2006 году выступило инициатором проведения эксперимента в части разработки новых систем оплаты труда в регионах, которые стали победителями конкурса в рамках нацпроекта «Образование». Сегодня в Карелии началась реализация комплексного проекта модернизации образования (КПМО). Экспериментальными площадками изъявили желание стать Медвежьегорск, Костомукша и Петрозаводск.
Мы ждем улучшения материально-технического обеспечения образовательных учреждений, оснащенности учебно-воспитательного процесса, роста возможности повышения квалификации учителей, определения критериев качества работы учителя, увеличения его материальных доходов. Интересы Министерства образования РК и профсоюза в данных направлениях совпадают.
В чем же наши разногласия? Минобрнауки РФ направляет в регионы документы методического характера, которые не являются нормативными правовыми актами, но содержат положения, по существу, ориентирующие субъект РФ, в том числе Карелию, на принятие нормативно-правовой базы, противоречащей федеральному законодательству.
Правовой нигилизм в России – дело обычное. Минобрнауки РФ совершенно забыло о роли прокуратуры и об общественном контроле со стороны профсоюзов за соблюдением трудового законодательства. Как было заявлено на IV пленуме ЦК профсоюза: «Победа в конкурсе – это не карт-бланш на нарушение федерального законодательства».
С точки зрения профсоюза, не создано надлежащее правовое оформление эксперимента по введению новых систем оплаты труда в рамках КПМО.
Карельский республиканский комитет профсоюза работников народного образования и науки РФ беспокоит введение в республике штатно-окладной системы для учителя общеобразовательной школы. Штатно-окладная система требует пребывание учителя в школе на протяжении 7 часов при отсутствии необходимых условий. При увеличении общей заработной платы уменьшается стоимость одного часа работы учителя. А сколько нужно будет написать отчетов и заполнить различных форм и таблиц!
 
Следует заметить, что нормирование труда учителя – исключительная компетенция Российской Федерации.
Итак, мы сегодня в Республике Карелия имеем двойственную ситуацию, которая заключается в следующем.
Первое. Условиями комплексного проекта модернизации образования являются разработка и введение новых систем оплаты труда (НСОТ) учителей (подчеркиваю: только учителей) общеобразовательных школ, которые включаются в КПМО. Ряд положений данной НСОТ противоречит федеральному законодательству. В Медвежьегорске уже с 1 апреля хотели ввести новую систему оплаты труда в школе № 1, но прокуратура усмотрела нарушения законодательства в их проекте, не поддержали его и мы.
Второе. Сейчас речь идет об общей реорганизации оплаты труда во всех отраслях бюджетной сферы России, однако этот процесс тормозится на уровне российских министерств.
Правительство РФ 22 сентября 2007 года приняло постановление № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Данное постановление и ряд статей Трудового кодекса РФ определили основные подходы к разработке новых отраслевых систем оплаты труда в Российской Федерации.
В Карелии принято постановление Правительства Республики Карелия от 30 января 2008 года № 12-П «О новых системах оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Республики Карелия, оплата труда которых осуществляется на основе тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений». Аналогичные постановления разрабатываются и принимаются на уровне муниципальных районов и городских округов Республики Карелия.
Избранный Президент РФ Д. Медведев 21 апреля провел встречу с министром финансов А. Кудриным и министром здравоохранения и социального развития Т. Голиковой и обратил их внимание на недопустимость затягивания перехода на новые системы оплаты труда. Он должен произойти не позднее 1 января 2009 года. Во время встречи было отмечено, что все необходимые ресурсы в России имеются.
К сожалению, за последнее время у Правительства РФ появилась порочная практика работы с опозданием: принятие документов затягивается, решения принимаются без предварительного согласования с профсоюзами.
Что касается ситуации в Карелии, то непонятно, зачем проводить эксперимент на живых людях, если с 1 января грядет российская реформа оплаты труда, которая и затеяна с целью улучшить материальное положение людей. В результате учителя в Медвежьегорске, Костомукше и Петрозаводске взбудоражены самыми разными слухами о сокращении рабочих мест и слиянии учреждений. Звонят нам и из Кеми, Лахденпохьи. Волнение людей при отсутствии точной информации понятно: все делается без достаточно открытого обсуждения, без доведения информации до каждого. В результате таких непродуманных действий социальное напряжение может только усилиться.
 
"Лицей" № 5 2008