Учитель

Аморальная статья

Сегодня в Петрозаводском горсуде прошло двухчасовое предварительное  слушание по иску бывшей учительницы 42-й школы, уволенной без права работать впредь с детьми.

История с пощечиной, которую Мария Петровна (имя изменено. – Н.М.) дала оскорбившей ее шестикласснице, вызвала беспрецедентный общественный резонанс – см. нашу публикацию «На грани нервного срыва». И не только на форумах. Евгения Макарова, заместитель председателя Карельского рескома профсоюза работников образования и науки, много бывает в командировках в районах. Она рассказывает, что всюду спрашивают, чем завершилось дело. Учителя возмущены тем, что коллега уволена с волчьим билетом, что педагоги никак не защищены от распоясавшихся учеников, наконец, что есть люди, которым все позволено. Напомним, что отец девочки – высокопоставленный чиновник.

Поступок Марии Петровны мало кто оправдывает, и все же каждая ситуация уникальна, надо в нее вникнуть, прежде чем принимать решения, ломающие жизнь.

В иске Марии Петровны содержатся требования о восстановлении на работе, изменении записи в трудовой книжке, взыскании зарплаты и компенсации морального вреда в сумме 10 тысяч рублей.  Ответчик – директор школы Галина Сталевская – иск не признает. На место Марии Петровны уже взят другой учитель, но дело не только в этом: Галина Григорьевна не раз сегодня подчеркивала, что речь идет о жестоком обращении с ребенком, такому учителю не место в школе.

Судья Кирилл Кипятков не ограничился изучением процедуры увольнения, в деталях  которой стороны кардинально расходятся, и выяснял обстоятельства, приведшие к инциденту.

Мария Петровна оказалась в незнакомом классе новой для себя школы, заменяя заболевшую коллегу. Причем в классе, где на безобразное поведение группы учеников  указывали и преподаватели и даже родители, которые видели все своими глазами, так как по решению родительского собрания весь октябрь посещали уроки. Однако на том злополучном уроке математики 30 октября Мария Петровна оказалась один на один с классом, уровень тревожности в котором составлял к тому моменту 93 процента! Эти данные не звучали сегодня в суде – они прозвучали на экстренном заседании Общественного совета при Минобразования Карелии 9 ноября, который рассматривал эту ситуацию.

– До 42-й школы я 13 лет работала социальным педагогом, с трудными детьми, но мат в свой адрес услышала впервые и не сдержалась, – еле сдерживая слезы, поясняла в суде Мария Петровна.

– Как вы оцениваете свой поступок? – спросил судья.

– Я поступила непедагогично и сразу принесла извинения девочке. Была уверена, что она приняла мои извинения…

Мария Петровна рассказывает, что за 20 лет работы в школе в ее адрес никогда не было нареканий, одни благодарности. На следующий день после инцидента она написала заявление об увольнении по собственному желанию – именно потому, что понимала, что совершила непедагогичный поступок. Однако уволили ее по п. 8 статьи 81 Трудового кодекса: совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

На вопрос судьи, почему Мария Петровна была уволена по «аморальной» статье и не была применена специальная для подобных случаев норма, Галина Сталевская ответила:

– Не могу ответить на этот вопрос.

В самом начале предварительного слушания судья Кипятков спросил, не желают ли стороны заключить мировое соглашение. Выяснилось, что они не исключают его как минимум в формулировке увольнения. Хотя Галина Сталевская подчеркнула, что работать в 42-й школе Марине Петровне невозможно.

– Можете после предварительного слушания продолжить переговоры, – заключил судья.

Следующее судебное заседание состоится после новогодних праздников.