Учитель

Будущее полно неожиданностей

Фото Натальи Мешковой
Участники Фрадковских чтений строят молодежный дом

На Фрадковских чтениях молодые учителя обсудили проблемы дня сегодняшнего и услышали, какие изменения грядут в образовании в ближайшие годы .  

 

 

Эти чтения – единственная конференция молодых педагогов Карелии. Около 70 учителей из разных районов Карелии, со стажем не более 10 лет, собрались в Институте повышения квалификации работников образования на шестых Фрадковских чтениях. 

 

Первый раз они прошли в 2004 году, когда отмечали 75-летие замечательного педагога Исаака Самойловича Фрадкова, начавшего когда-то свой уникальный путь в педагогике с приглашения в союзники молодых. Следующие чтения прошли в 2007-м. С 2009 года до 2011-го они проходили ежегодно, а перед нынешними опять возник перерыв в два года. В организации чтений самое деятельное участие принимает Людмила Фрадкова, дочь И.С. Фрадкова, кандидат биологических наук.

 

Пообщавшись с участниками чтений, послушав их на секциях, в который раз убедилась: нестандартно мыслящие учителя у нас не перевелись, среди молодых их не меньше, а, может, и больше, чем среди старших коллег.

 

Учительница  33-й петрозаводской школы Екатерина Карабешкина создает со своими учениками 5-6 классов видеоролики по сказкам Василия Фирсова. Ее коллега по школе Александр Матвеев размышляет о курсе основ религиозных культур и светской этики год: суть его, убежден он, не в обрядовой стороне, а в универсальных человеческих ценностях, которым учат все религии мира, – терпении, заботе о ближнем. Воспитательницы детсада Ирина Бабаш и Анна Крузе работают 9 лет, опыт накоплен любопытный. Ирина в игровой форме приучает дошколят к карельским народным традициям, Анна занимается гендерным воспитанием малышей, ее программа так и называется «Мальчики и девочки – два разных мира».

Антон Колоколов и ведущий секции Валерий Черненков

 

Участникам чтений, закаленным школьными буднями, не помешало даже непредвиденное, из-за учений МЧС, отключение электричества на второй день. Презентации невозможны? Перейдем на вербальный способ! Дина Клушина из Сумпосада Беломорского района рассказала о своей программе «Лидер школы», результатом которой стало создание школьного парламента. Противник репродуктивной педагогики Антон Колоколов из финно-угорской школы представил методику образного обучения. Студентка ПетрГУ Елена Мелоева – невеселые итоги  исследования учебной мотивации в начальных классах: если во 2 классе она очень высокая, то к 4 классу у большинства утрачивается напрочь. На секции этот феномен объяснили оценками, которые начинают выставлять во 2 классе.

Елена Мелоева и ведущая секции Наталья Харлашкина

 

Пищу для ума молодым учителям дали выступления специалистов образования и науки. Марина Гвоздева, директор Института иностранных языков ПетрГУ, входит в группу «Новое педагогическое образование», созданную в Сколково. Марина Станиславовна показала и прокомментировала презентацию о форсайте, то есть будущем, образования  и вызовах  XXI века.

Директор Института иностранных языков ПетрГУ Марина Гвоздева

 

Образование теперь понимается как социально оформленный процесс от рождения до смерти. Учеба в школе и вузе – только малая его часть, формальная. Ландшафт нового образования впечатляет, взять хотя бы прогноз, что через 15-20 лет появится Алмазный букварь, то есть искусственный интеллект! Альтернативой традиционному обучению уже сейчас становятся открытые интернет-курсы MOOC (Massive Open Online Course). Кстати, у нас в ПетрГУ уже разрабатывается открытая ресурсная  база. В ближайшие годы ожидается смерть форматов. К 2017 году исчезнут оценки и его аналоги, тестирование SAT (то же, что наш ЕГЭ), в 2025 году станет не нужен диплом об окончании вуза. Учитель должен стать навигатором в мире знаний и быть готовым к неожиданностям, ибо беды приходят, откуда не ждали, заметила Марина Гвоздева.

 

После Натальи Волковой, замдиректора Центра развития образования Петрозаводска, напомнившей о гуманитарных ценностях образования, вновь обратились к будущему, уже науки. 27-летний физик Александр Семенов, сотрудник ПетрГУ и Института Макса Планка, сделал акцент на том, что большинство учеников даже в выпускных классах не представляют, чем они хотят в жизни заниматься, да просто не знают повестки дня.

Александр Семенов

 

По словам Александра Семенова, сейчас в науке два самых перспективных направления, – медицина, которая аккумулирует все достижения, и космос. Он опроверг расхожие представления  – о нищете ученых  (лифт для молодого ученого отлажен, есть программы и множество грантов на исследования), и о том, что наукой можно заниматься только за границей. Александр обратился к молодым учителям с призывом ориентировать учеников со школьной скамьи  на науку. В ПетрГУ сделано для этого очень много – клубы программирования, игры в го, соревнования по робототехнике и многое другое, надо лишь дать юношам и девушкам верный ориентир.

 

Когда на следующий день участники Фрадковских чтений дискутировали о будущем образования, они увлеченнее всего они все же решали задачи сегодняшнего дня.

 

Может ли преподавать в школе специалист, не получивший педобразования? У каждого наготове был свой пример, не обошлось без ссылки на мнение Дмитрия Медведева. Нужно ли френдить учеников в соцсетях? Мнения разошлись кардинально: одни категорически против, другие только за, поскольку ВКонтакте помогает быстрее доносить до учеников и родителей нужную информацию.

Вообще тема соцсетей периодически возникала на чтениях, и на общих дискуссиях, и на секциях. Наталья Сеппянен, преподаватель Петрозаводского кооперативного техникума, представила результаты исследования о влиянии соцсетей на подростков. Одна лишь цифра отправляет в нокаут: 63% старшеклассников пользуются соцсетями более 4 часов в день! На учебу и увлечения времени остается значительно меньше.

 

Еще интересная ситуация для обдумывания молодым учителям. Подростки читают «Сумерки» Глуховского, а учитель, не знакомый с современным бестселлером, рассказывает им про Пушкина.  Вопрос учеников: «Почему мы должны слушать вашего Пушкина, если вы не читали нашего Глуховского?». Мнения участников чтений опять разошлись. Филолог должен знать как классическую, так и современную литературу, обсуждать ее с учениками – если не на уроках, то в спецсеминаре. Другое мнение: чтение классики – обязанность учеников по программе, то есть закон для них. Самое демократичное суждение: «Мы с учениками в таких случаях договариваемся: вы читаете мою книгу, я – вашу».

Фрадковские чтения проходят в Институте повышения квалификации работников образования

 

Достаточно ли собирать молодых на Фрадковские чтения раз в год, не говоря уже о двух годах? Вопрос возник не случайно. Смутило, что не увидела знакомых по прошлым чтениям лиц, а ведь казалось, что в республике уже образовалось сообщество молодых учителей. Разовые встречи тоже хороши, проходят они всегда интересно, но вряд ли сегодня этого достаточно. Нужна постоянная системная работа, венцом которой и могут стать Фрадковские чтения.

 

Фото автора, Константина Андреева и Анны Мацко