Учитель

Учитель – воспитатель граждан, а не урокодатель

Л.В. Нифантьева и члены клуба ''Север ''Все свободное время – и в выходные, и в отпуске – Любовь Владимировна НИФАНТЬЕВА, учительница с более чем тридцатилетним стажем, колесит со школьниками по Карелии и России. Ее знают как преподавателя русского языка и литературы петрозаводской средней школы № 3, бессменного руководителя клуба «Север» и музея, ставшего в прошлом учебном году Музеем воинской и трудовой доблести. С Любовью Владимировной мы беседовали о патриотическом воспитании. На эту тему сейчас любят поговорить, особенно политики, однако учителю отводят роль второстепенную, бросив его на фронты модернизации образования.
 
– Не раз доводилось слышать, что слово «патриотизм» набило оскомину. Вы согласны с этим?
– Несколькими годами раньше оно в основном звучало с негативной окраской. Но если забыть его, то чем заменить? Хотя так ли важно, как сказать – «любовь к Родине» или «патриотизм»? Важно другое. Я всегда старалась, чтобы мои ученики выросли людьми с активной гражданской позицией. Со многими так и получилось. Но тревожит нынешнее поколение школьников.

 

Провела недавно анкетирование членов журналистской студии, которая работает при клубе. Двенадцать человек из пятых – одиннадцатых классов отвечали на вопросы, один из которых был о патриотизме. Семиклассница написала, что ее родители на эту тему с ней не говорят. Главное для них – чтобы она окончила школу, поступила в вуз, а потом уехала из страны – за границей жизнь лучше. Пятиклассница ответила, что не выкидывать мусор на улицу – это и значит быть патриотом. Такие суждения меня расстроили. Теперь думаю, как быть дальше…
– Но ведь не все плохо. Клубу уже двадцать пять лет, музей развивается. Ребята выезжают в летние лагеря, выпускают школьную газету, участвуют в научных конференциях и во многих городских акциях…
– Да, это правда. Появились четыре стенда, посвященные партизанам и подпольщикам, почетным гражданам Петрозаводска, микрорайону Ключевая. В создании концепции музея помогал Константин Морозов, известный карельский историк. Именно он подсказал, как совместить два направления в работе: рассказать о ветеранах Великой Отечественной и в то же время не забыть тех, кто трудился на благо Родины.
– Что изменилось в работе музея за прошедшие двадцать лет?
– В последнее время больше внимания стали уделять детям из начальной школы. Это самые восприимчивые благодарные слушатели, в которых еще можно заронить зерна любви к Отчизне. Отличительная черта музея – все экспонаты можно трогать. У нас и своя землянка есть, сколоченная из досок. Дети, когда такое чудо видят, сразу стараются в нее попасть! За год в музей наведываются почти все ученики нашей школы, приходят гости и из других учебных заведений.
– На ваш взгляд, дети стали другими?
– Двадцать лет назад они росли в других реалиях, тогда патриотическому воспитанию уделяли много внимания. Выезжать на встречи, слеты было проще – никаких проблем с финансированием! В школе регулярно бывали ветераны. Какие это были люди! Сильные духом, открытые, часами готовые рассказывать о войне, делиться своей мудростью и любовью к жизни.
А дети всегда были разными. И сегодня много любознательных, увлеченных школьников. Лена Курицына пришла к нам в шестом классе робкой, застенчивой девочкой, но со временем освоила работу экскурсовода, увлеклась журналистикой и научными изысканиями, стала председателем клуба «Север». В 2007 году за доклад «Маннергейм и Карелия» она получила первое место на городской конференции «Шаг в будущее», второе на республиканской. Побеждала на олимпиадах по французскому и английскому языкам, сейчас первокурсница иняза КГПУ. И сегодня Лена с нами.
– Как вы оцениваете программу по патриотическому воспитанию молодежи?
– Мне сложно судить об этом. Скажу лишь, что в правительстве была принята вторая такая программа до 2010 года, на которую выделены миллионы рублей. Но деньги отданы не школам, в которых есть подобные нашему музеи или клубы. Большая часть средств направлена на проведение всевозможных мероприятий, конкурсов и так далее. Когда появилась необходимость отремонтировать музей, пришлось обратиться к руководству школы, выпускникам разных лет и администрации города. Так с миру по нитке набрали необходимые средства.
– Раньше на встречи с детьми приходили ветераны, а что теперь?
– Выпускники прошлых лет еще помнят встречи с Сильвой Карловной Удальцовой-Паасо, бывшей радисткой, разговоры с известным публицистом Исааком Марковичем Бацером, писателем Дмитрием Яковлевичем Гусаровым… На встречу в этом году, посвященную Великой Победе, пришли только три почетные гостьи – Валентина Порфирьевна Козаченко, Клавдия Ефимовна Колмачева и Евдокия Васильевна Аникиева. Появилась необходимость развивать новое направление – знакомиться с теми, кто трудился и трудится на благо города. Эти люди тоже герои, но герои нашего времени, и дети должны о них знать. Считаю, что школа сегодня – единственный барьер между ребенком и растлевающей силой телевидения. Если не будет настоящих героев, их заменят персонажи телесериалов и сомнительных ток-шоу. Так что нам нужно держать оборону.
– Откуда у вас берутся на нее силы?
– В этом отношении я дочь своего отца, Владимира Николаевича Беляева. Фронтовик, он всю жизнь посвятил школе. Работал учителем русского языка и литературы, был директором. Детей знал и любил, был беспокойным и очень деятельным человеком, постоянно находился в поиске. Я тоже стараюсь пересматривать свои подходы, ищу в детях те струны, которые помогут настроить их на хороший лад.
– Как вы считаете, многое ли делает школа для воспитания любви к Родине?
– Кстати, этот вопрос был задан ученикам при анкетировании. Ни одного конкретного ответа я не получила, только общие слова. Так что роль школы, к сожалению, невелика. Имей я возможность влиять на составление школьной программы – обязала бы учителей каждый урок превращать в урок любви к Родине. Как это будет происходить, каждый решит сам, но мы не можем быть равнодушными урокодателями, для которых главное – объяснить новый материал. Мы воспитываем граждан, от их решений уже через несколько лет будет зависеть судьба России.
Как преподавателя меня тревожит, что с программой по литературе происходят странные метаморфозы. В пятом классе дети читают в отрывках произведения зарубежной классики. А «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого из программы снята! Ее заменили романом «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, чье творчество и в более старшем возрасте понять непросто. Удивляет, с какой легкостью из учебников литературы вычеркнули «Сына полка» Катаева, «Молодую гвардию» Фадеева, «Как закалялась сталь» Николая Островского. В них дети знакомились с настоящими героями. Нельзя разрушать идеалы прошлого и на их обломках строить что-то новое. К истории своей страны следует относиться бережно, помнить, что Россия пережила. Иначе ошибки прошлого можно и повторить. Но я верю в лучшее. У нашей страны большой человеческий потенциал.
Года два назад я отдыхала в «Орленке». Жила по соседству с пожилой верующей женщиной, мы много беседовали. Однажды она сказала мне: «У вас непростой путь. Не ждите признания, вы должны понимать, для чего призваны, и не сворачивать со своего пути». Эти слова заставили меня многое переосмыслить, хотя сворачивать с намеченного пути я никогда и не собиралась.

Фото автора
 

"Лицей" № 11 2008