метод интеллект-карт, подходы, системы, технологии

Проектируем исследование

Продолжая разговор о возможностях метода интеллект-карт, на этот раз рассмотрим его применение для организации учебных исследований.

Мы много говорили об особенностях метода интеллект-карт и возможностях применения его в учебном процессе. Использовали его на уроках по изучению нового материала и на уроках систематизации и обобщения. Пробовали метод в качестве инструмента диагностики учебных достижений школьников. Пользовались им для выявления и решения проблем личностного характера. Успешно планировали свою деятельность на основе метода интеллект-карт. Сегодня рассмотрим возможность применения метода в проектной или исследовательской деятельности младших школьников.

Любой проект или исследование начинается с решения главной проблемы – планирования работы над ним. Младшему школьнику такая задача самостоятельно не под силу. Как правило, проект пооперационно разрабатывает учитель, привлекая к этому детей. В результате план проекта может выглядеть либо простым нумерованным списком, в котором указан перечень конкретных действий, ответственных, сроков и результатов выхода:

1.  ___________________;

2. ___________________;

3. ___________________ ;

…   …………………………,

либо многоуровневым нумерованным списком с более детальной проработкой операций:

1. ____________________

a)      ______________

b)      ______________;

2. ____________________

a)       ______________

b)       ______________;

…   ………………….

Опыт показывает, что младшие школьники, несмотря на свою природную любознательность, теряются перед длинным перечнем пунктов, который им предстоит проработать. Планирование, представленное в виде линейного списка, не способствует побуждению исследовательского поведения и, как следствие, мыслительной активности детей. Опыт также показывает, что естественную любознательность детей можно поддержать, если на этапе планирования проекта или исследования использовать метод  интеллект-карт. Он позволит заменить традиционную линейную запись альтернативной графической структурой, другими словами – преобразовать текст в рисунок, что наиболее благоприятно и для восприятия, и для понимания особенно младшим школьникам, мышление которых преимущественно наглядно-образное. Важно ещё, что план-рисунок, в данном случае интеллект-карта проекта, может послужить основой для создания того продукта, которым обычно завершается проект.

 

Итак, метод интеллект-карт в проектной или исследовательской деятельности позволяет решить две важные проблемы. Во-первых, спланировать деятельность, во-вторых, эффективно презентовать её результат.

Мы использовали метод интеллект-карт, работая над проблемой «Загадки роста» в рамках темы «Природа» курса Окружающий мир (2 класс, Плешаков А.А., УМК «Перспектива»). Эту проблему мы рассматривали в аспекте живой природы  – рост семян и растений (другой аспект – неживая природа – рост кристаллов). Таким образом, проблема разделилась на два направления – «Загадки роста семян» и «Загадки роста растений». По просьбе детей мы выделили их в отдельные индивидуальные исследования.

Рис. 1Благодаря методу интеллект-карт дети уже на этапе планирования смогли увидеть направления исследовательской деятельности и её структуру, и выбрать для себя наиболее предпочтительное направление. Используя программу ConceptDraw Mindmap Professional, мы вместе с детьми прошли подготовительный и проектировочный этапы исследования. Сначала создали основу – план-рисунок проекта (рис. 1). Затем обсудили проблемы, которые необходимо решить в рамках конкретного исследования, сформулировали цели, выдвинули гипотезы и зафиксировали проделанную работу (рис. 2). Полученную основу распечатали на принтере и выдали каждому ребёнку в качестве опоры для дальнейшего самостоятельного исследования.

 

Нужно отметить, что метод интеллект-карт не исключает необходимости в сборе и обработке информации об исследуемых процессах, проведении эксперимента и анализе его результатов, обобщении, формулировании выводов. Перечисленные этапы исследовательской деятельности всё равно необходимо проходить и каким-либо образом фиксировать результаты. В этом случае метод интеллект-карт с его богатыми возможностями визуализации способов деятельности оказывается незаменимым. Записи, зарисовки, фотографии, которые составляют неотъемлемую часть любой исследовательской деятельности и впоследствии включаются в отчетную презентацию, можно сразу вносить в структуру интеллект-карты. Такой подход  позволяет ребёнку, во-первых, целостно воспринимать весь процесс исследования, во всём многообразии связей и отношений его разных направлений, во-вторых, сразу заполнять структуру интеллект-карты результатами личных исследований. В-третьих, предъявлять  к защите интеллект-карту как продукт своего исследования.

Рис. 2Рассмотрим пример поэтапного исследования проблемы «Загадки роста семян», выполненного второклассницей на основе метода интеллект-карт. Предварительно было оговорено, что каждый ребёнок может провести исследование по проверке только одной гипотезы.

Из устного отчёта Анны А.

Для своего исследования я выбрала направление «Загадки роста семян». Дома мне помогали родители. Вместе с ними я смогла придумать гипотезу и определить цель исследования.

Цель исследования: узнать, зависит ли проращивание семян от температуры воздуха.

Гипотеза: предположим, что семена гороха и фасоли прорастут только при комнатной температуре.

Эксперимент:

Первый деньВместе с мамой мы подготовили всё  для эксперимента и сфотографировали его начало.

1. Разложили семена гороха и фасоли по трём контейнерам.

2. Завернули семена в мокрую вату.

3. Распределили контейнеры по температурному режиму:

– комната;

– тепло (батарея);

-– холод (холодильник).

Потом  мы с мамой написали и распечатали на компьютере всё, что сделали. После этого мы вклеили распечатки в интеллект-карту, которую начали строить в школе с учителем.  Так у меня получился первый отчет об эксперименте  (рис. 3.)

Рис. 3

Второй день. В этот день я проверила все контейнеры и увлажнила вату с семенами. Я не заметила, что семена изменились, поэтому фотографировать было нечего.

Третий день.  Я продолжила наблюдение  и увидела, что:

– семена в комнате немного проросли;

– семена на батарее высохли;

– семена в холодильнике остались без изменений.

Папа сфотографировал все контейнеры, и мы с ним подклеили фотографии в интеллект-карту (рис. 4).

Рис. 4

 

Четвёртый день. Я снова проверила все контейнеры и увлажнила вату с семенами. Фотографии мы решили не делать, потому что семена не очень сильно изменились.   

Пятый день. Я внимательно рассмотрела семена и увидела, что:

– семена в комнате проросли ещё больше;

– семена на батарее сильно высохли;

– семена в холодильнике остались без изменений.

Я аккуратно вынула семена из контейнеров и сфотографировала их. Потом мы с мамой вклеили фотографии в интеллект-карту. На этом я решила закончить эксперимент, потому что проросшие семена пора было высаживать в землю.

Я внимательно изучила фотографии и записи в интеллект-карте и теперь могу подвести итог своего исследования.

Анализ: Семена в разных температурных режимах повели себя неодинаково. Проросли только те, что были при комнатной температуре. В тепле (на батарее) семена высохли, а на холоде (в холодильнике) остались без изменений.

Вывод: Гипотеза подтвердилась. Семена гороха и фасоли проросли только при комнатной температуре  (рис.5).

Рис. 5

Мне понравилось проводить исследование. Было очень интересно и понятно, и у меня всё получилось! В интеллект-карте я показала стрелками связи, которые обнаружила в эксперименте (рис. 6).

Рис. 6

Рис. 6

Горшочек с рассадой я принесла в класс в нашу экспериментальную лабораторию. Надеюсь на скорый урожай! 

Считаем важным отметить, что точно так же, не сговариваясь, поступили и другие дети, которые проращивали семена. Через пять недель фасолинки и горошины выбросили стручки. Урожай действительно получился неплохой!

Мы привели пример исследования второклассницы по проверке лишь одной гипотезы. Как было сказано выше, дети могли выбирать и интересующее их направление исследования, и гипотезу, но работать индивидуально. Наша задача заключалась в том, чтобы каждый ребёнок, пройдя все этапы исследовательской деятельности, приобрёл необходимые для этого навыки, начиная от формулирования цели и заканчивая выводами.  Основа – интеллект-карта, которую мы создали вместе с ними  (рис. 2), помогла сделать им самый трудный самостоятельный первый шаг.

Интересное исследование в дальнейшем наметилось внутри групп детей, выбравших одну и ту же проблему, но разные гипотезы. Дети, сравнивая результаты своих исследований, сами пришли к выводу о том, какие же условия необходимы для проращивания только семян, а какие для роста растений. Считаем это самым большим их достижением в рамках изучаемой темы.

 

Об авторах:  Бершадская Елена Александровна, к.п.н., доцент, ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, Москва

Николаева Ольга Евгеньевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории,  ГБОУ Гимназия № 1583, Москва.