подходы, системы, технологии, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Дети рисуют правило

Интеллект-карта "Корень"

В этом году я попробовала заниматься русским языком с детьми, которые обучаются по форме семейного образования.  Занимаемся один час раз в неделю, но открытий успеваем сделать довольно много. По крайней мере для меня, педагога, здесь сплошные открытия.   

Этим материалом я начинаю серию публикаций по следам наших занятий.

Слова живые. Они ходят по своему словесному городу, зовут к себе симпатичные им буквы, а от других, напротив, отказываются. Иногда они надевают на себя буквы или, наоборот, скидывают их как непослушные дети неприятную им одежду.

У слов есть  города, в которых они живут по своим правилам. Города разделены заборами. Например, по одну сторону забора живут слова, в которых мягкий знак после шипящих пишется, по другую — те, что без мягкого знака. Они никого друг к другу не пускают.

Плакат Вари и Эмилии
Плакат Вари и Эмилии

Варя с Алисой тщательно рисуют город. У Алисы вообще такая особенность — чтобы обжить ситуацию, ей обязательно нужен город с красивыми замками, с куполами и большим пространством. Вижу город — радуюсь. Значит, человек хорошо относится к изучаемому материалу.

Плакат Эмилии
Плакат Эмилии

Эмилия рисует персонажей, которые вступают в личные взаимоотношения. Слово с предлогом «с плеч» сбрасывает с себя мягкий знак — и он летит к слову «рожь», которое, напротив, радостно его принимает, потому что без мягкого знака корень слова легко превращается в обидную дразнилку  «рожки».  Вопрос о том, поможет ли такой рисунок человеку понять правило, нас озадачивает и остается без ответа. Но самой Эмилии это, видимо, помогает.

 

Мальчишки сперва немного тормозили. Рисовали что-то запутанное или, наоборот, просто писали правило на плакате. Но потом тоже вошли во вкус. Лева занятие проболел. Выучил дома правило в варианте традиционного учебника (в существительных женского рода после шипящих Ь пишется, в существительных мужского рода — нет, про начальную форму все обычно забывают), нарисовал его… Я дала ему в руки копилку, из которой он выяснил, что все не так просто. Долго крутил копилку перед занятием, доделывал свое правило, потом дорисовывал плакат, забыв по дороге о существительных мужского рода, снова доделывал… Все оказалось не совсем так, как дано в традиционном учебнике.

Плакат Левы
Плакат Левы

Меня это не смущает. У нас с традиционным учебником разные задачи. Он упрощает детям картину мира — я показываю картину, полную проблем. Упрощенная картина выглядит плоско и серо. Мне не нравится.

Когда я впервые предложила своим детям-«семейщикам» нарисовать правило, я все-таки ожидала другого. Если бы я сама рисовала плакат, я бы сделала это примерно так, как третьеклассник Илья.

Плакат Ильи
Плакат Ильи

Но народ видит эту историю по-разному. И я не сопротивляюсь. Мне всегда было сложно соединить в обучении логику и образы. Как правило, учитель предпочитает что-то одно и, условно говоря, грузит больше либо левое, либо правое полушарие мозга. Мы много исследуем: собираем копилки, классифицируем их, выделяем признаки, ищем закономерности. Казалось бы, при чем тут образы? Теперь перекладывать закономерности в образы мне самой стало легче.

— Я хочу нарисовать правило как дорогу, — сообщаю я, и народ сочувственно воспринимает это пожелание, и логик Руслан быстро находит вопрос, который нужно задать на развилке пути, чтобы точно знать, надо ли идти этому недописанному слову в ту сторону, где на кончики слов крепятся мягкие знаки.

 

Материал подготовлен для сайта  клуба «Альтернатива есть!» https://jlpsite.ru