Главное, Между делом играем, ОТСМ-ТРИЗ педагогика, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Между делом играем-4

grandmother-149866_150Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет (Антон Семенович Макаренко).

 

 

Начался учебный год, а это значит, что у многих родителей появился еще один ресурс времени для общения с ребенком  дорога в школу или в детский сад и обратно. Мы продолжаем рассказывать о том, чем можно занять это время с пользой для развития вашего малыша.

 

Маша-растеряша

girl-311628_640Эту игру придумала и описала (http://www.trizminsk.org/e/23206.htm) ТРИЗ-педагог И.Н. Мурашковска. В некотором смысле эта игра — противоположность предыдущей. Там мы искали вещам новое применение, а здесь, наоборот, будем искать предметы, с помощью которых можно выполнить какую-либо функцию (работу).  А еще эту игру можно мыслить как продолжение фантастического вычитания: там мы «убирали» объекты и рассказывали, что при этом произойдет в мире, а здесь будем действовать более позитивно, а именно  искать исчезнувшим объектам замену. 

Игра проходит в форме диалога между «Машей» и ее собеседником. Роль Маши переходит попеременно от взрослого к ребенку и обратно.

«Маша»-взрослый:  Ой!

 Ребенок:  Что с тобой!

 Потеряла!

 Что?

 Зонтик! Как мне теперь от дождя укрыться?

В этом месте второй собеседник (в данном случае ребенок) должен придумать и рассказать (а если возможно  показать), как укрываться от дождя в отсутствии зонтика. Например, так: «Можно поднять над головой полиэтиленовый пакет или сумку.  А можно носить шляпу с большими полями, будет как зонтик».

Если ответ найден, роль Маши переходит к ребенку.

 Ой!

 Что с тобой!

 Потеряла!

 Что?!

 Сумку. Как нам теперь покупки до дома донести?

И т. д.

Игра получается лучше, если договориться, что потеря не восстанавливается, то есть нельзя, например, купить новый пакет или новый зонтик. Надо именно заменить их чем-то другим.

Эта игра, так же, как и предыдущая, поможет детям находить новые свойства предметов, ведь для того, чтобы найти новый инструмент для выполнения известной работы, нужно уметь взглянуть на привычные объекты непредвзятым взглядом и заметить признаки, на которые раньше мы, возможно, не обращали внимания. Чтобы понять, что шкатулка может служить прессом, требуется обратить внимание на ее вес (обычно мы смотрим, насколько она вместительна и как оформлена); чтобы использовать линейку вместо ножа, нужно заметить, что она имеет твердый острый край (как правило, нам важно, чтобы она хорошо держала форму, не прогибалась, а остроту краев мы не замечаем).

В психологической литературе такой взгляд связывают с латеральным мышлением и считают одним из признаков креативности. Если эти красивые слова вас вдохновили, играйте, на здоровье! А если вы немножко знакомы с ТРИЗ, то по приведенной выше ссылке вы найдете более изобретательские варианты этой игры.

 

Не может быть

spaceship-309153_640Помните, у Леонида Филатова в сказке «Про Федота-стрельца» есть такое задание:

«Пусть Федот проявит прыть,

Пусть сумеет вам добыть

То-Чаво-На-Белом-Свете

Вообче-Не-Может-Быть!?»

Федот-стрелец задание выполнил. И у нас получится.

Вот об этом  наша следующая игра, в которую тоже можно играть где угодно. Один «игрок» придумывает небылицу, другой условия, при которых она может стать былью. Приведем пример:
Взрослый:  Я вчера вышел на улицу, а там все ходят на руках.

Ребенок:  Это, наверно, цирк приехал и по улице ходили акробаты. А я видел, как автомобиль по воздуху летал.

Взрослый:  Я тоже это видел в рекламе по телевизору. А еще автомобиль могли поднять на вертолете. А я видел маленького человечка, величиной с пальчик.

Ребенок:  Это был рисунок в книжке.

Можно играть наоборот: ситуацию объясняет тот, кто ее придумал. Если удалось объяснить правдоподобно, значит, выдумка принимается.

А если вы уже забыли как «лепятся» фантазии, прочитайте рассказ Н.Н. Носова «Фантазеры” и сразу все вспомните. Все-таки Интернет очень полезная вещь.

Эта игра формирует очень важную установку: то, что кажется на первый взгляд невозможным, фантастическим, часто оказывается вполне реальным, если преодолеть психологическую инерцию, посмотреть на ситуацию с другой стороны, поискать ресурсы для осуществления своей фантазии.

Такой простой вопрос – на что похоже?

На что похожа эта ракушка?  На дикобраза,  на голову индейца с ирокезом, на перевернутое вверх ногами насекомое… Вопрос несложный, если запросить один ответ.  А вы попробуйте сыграть в игру «аукцион сравнений» (выиграет тот, кто последним даст ответ на вопрос «на что похоже?», причем речь идет об одном и том же конкретном предмете). 

В принципе сравнить можно все со всем. И, если вы последовательно играете в наши игры (что, кстати совсем не обязательно), ваш ребенок уже умеет доказывать, что один объект похож на другой (см. часть 1). Но в этой игре другая задача: не анализировать, а найти образ, в данном случае внешнее сходство. Поэтому важно выбирать предмет, который имеется перед глазами.

Найти образ сразу удается далеко не всем. Обычно у детей это получается лучше, чем у взрослых: они быстро входят во вкус и с азартом предлагают все новые ответы на вопрос. Но мы выдадим вам несколько секретов, которые помогут не ударить в грязь лицом. Надеемся, что впоследствии вы поделитесь этими секретами со своими партнерами. Чтобы найти новые образы, воспользуйтесь следующими приемами:

1. Сравнить объект с чем-то очень большим (в нашем случае можно, например, сравнить его с горным хребтом или с многомачтовым кораблем).
2. Сравнить с чем-то очень маленьким (глаз в ресничках, жучок).
3. Сравнить с чем-то живым, например, животным или растением (ежик) или, наоборот, с чем-то искусственным (игольница).
4. Представить, что это не целый объект, а часть чего-то (шестипалая рука, половина шестеренки).
5. Представить, что это не один объект, а несколько, как-то соединенных, связанных между собой (спортсменки ныряют в бассейн, из бассейна вверх торчат их ноги).
6. Мысленно перенести этот объект в другое время: в прошлое (динозавр спит на спине) или в будущее (инопланетный корабль, с ним вообще можно сравнить все, что угодно).
7. Мысленно поместить объект в различные окружения: если это находится в пустыне, оно похоже на увядающий кактус, а если посреди большой площади, возможно, это аттракцион, например, качели и т.п.

Видите, оказывается все не так сложно. Эта игра очень важна: до сих пор наши задания были направлены в большей степени на развитие способности анализировать, на логику. Таким образом мы развивали левое полушарие головного мозга. Поиск образов, напротив, позволяет развить ассоциативное мышление, воображение, а за это отвечает правое полушарие. Оно же связано с эмоциями. А без эмоций нет никакого нормального обучения: натренировать без них можно, развить нет.

Сделайте вопрос «На что похоже?» частым гостем на ваших совместных прогулках и занятиях, и жизнь станет ярче.