ОТСМ-ТРИЗ педагогика, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

На пути к новому стандарту-2

af1Простая модель сравнения «было — стало — изменилось» и игра «да-нет» помогают ученикам анализировать карты, а созданные детьми паспорта русских земель становятся инструментом для дальнейших самостоятельных исследований.

Продолжаем публикацию методических разработок по курсу истории.

.

 

Три урока по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Организация учебного исследования (3 часа)

Планируемые результаты:

Метапредметные:

  • на базе готовой копилки структурировать информацию;
  • выявить закономерности;
  • составить паспорт объекта.

Предметные:

  • определить причины и последствия политической раздробленности на Руси;
  • выявить политические особенности русских земель.

 «Начало политической раздробленности на Руси» (1 час)

1. Постановка проблемы

Две карты для сравнения

Учитель предлагает детям сравнить карты  «Киевская Русь» в  IX-XI и XII-XIII в.в. и выяснить, что изменилось.

Школьники замечают, что увеличилась территория государства, оно стало раздробленным (т.к. территория на карте справа раскрашена разными цветами). В диалоге с учителем дети формулируют тему урока и определяют цель – выяснить, почему и как распалась русская земля.

2. Причины и последствия политической раздробленности на Руси

 

 

Класс делится на группы. В качестве копилки учащимся предлагаются карточки со словосочетаниями:

  • порядок управления;
  • наместники,
  • порядок наследования;
  • изменения в хозяйственной жизни,
  • княжеские усобицы,
  • обороноспособность государства,
  • новые городские центры.

Каждая группа должна дать подробное объяснение явлению, используя материалы учебника «История России с древнейших времен до конца XVI в.»  А.А. Данилова, Л.Г. Косулина. Далее необходимо  разделить словосочетания на 2  группы. В результате получается деление на причины и последствия политической раздробленности.

Результат выполнения задания

Причины политической раздробленности Руси:

1. Порядок управления. В каждой русской земле собиралось свое народное собрание, была своя выборная власть, свое народное ополчение.

2. Наместники. Наместники князя быстро начинали чувствовать себя самостоятельными правителями и стремились отделиться от Киева, тем более что их поддерживало городское население, не желающее платить дань киевскому князю.

3. Порядок наследования. В древнерусском государстве не было твердого и определенного порядка наследования киевского престола. Принцип старшинства на практике стал осложняться и путаться уже во втором и третьем поколениях Ярославичей. Некоторые князья стали стремиться закрепить свою власть на определенной территории и передавать ее сыновьям по наследству, а не растрачивать силы в борьбе за киевский престол.

4. Изменения в хозяйственной жизни. Княжеская дружина постепенно оседает на землю. Основой богатства бояр становилась эксплуатация зависимого сельского населения внутри вотчин. Это заставляло князя укреплять свое княжество, а не переходить на новый княжеский стол.

Последствия политической раздробленности на Руси:

1. Княжеские усобицы – это княжеские раздоры в борьбе за власть, перераставшие в военные столкновения.

2. Обороноспособность государства – способность государства противостоять внешним врагам, которая была сильно подорвана в период княжеских усобиц.

3. Новые городские центры затмевали своим богатством Киев, который  потерял свое значение крупнейшего и самого богатого из русских городов из-за постоянных княжеских усобиц и набегов половцев.

3. Начало политической раздробленности.

Учитель предлагает отгадать историческое событие с помощью вопросов «да-нет», используя ситуацию: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя усобицы поднимая? А половцы землю нашу растаскивают и радуются, что нас раздирают междоусобицы. Да ныне соединимся в единое сердце и будем соблюдать русскую землю. И пусть каждый владеет Отчиной своей …»

Вариант диалога (ученики задают вопросы, учитель отвечает)

 Это написано в летописи? (Да)

— Это сказал летописец? (Нет)

 Это сказали князья? (Да)

— Они сказали это друг другу? (Да)

— Значит, это они где-то встречались? (Да)

— Они хотят единства страны? (Нет)

— Они хотят прекратить усобицы? (Да)

— Но они хотят владеть каждый своей землей? (Да)

 Это начало раздробленности? (Да.  В 1097 году съезд князей в городе Любеч положил начало политической раздробленности древнерусского государства).

Далее  учитель знакомит школьников с фигурой русского князя, который стремился сохранить единство Руси – Владимира Мономаха (беседа и просмотр видеофильма«Владимир Мономах», телеканал «Культура», серия «Энциклопедия»).

В короткой беседе после просмотра фильма, учитель обращает внимание школьников на то, что раздробленность Руси, которая окончательно оформилась после гибели сына Владимира Мономаха – Мстислава Удалого, была именно политической (сохранялось культурное единство, все княжества жили по законам «Русской правды»).

4. Рефлексия 

Каковы были тема и цель урока, достигли ли мы цели, какую новую информацию получили?

 

«Главные политические центры Руси» (2 часа)

Ход учебного исследования

map31. Постановка проблемы

 Игра «да-нет». Загадан объект на карте. Требуется найти его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Пример такого диалога:

— Это город? (Нет)

 Это княжество? (Нет)

— Это земля? (Да)

— Она находится на севере русских земель? (Да)

— Это Новгородская земля? (Да)

Далее таким же образом загадывается  Владимиро-Суздальское княжество. Дети замечают, что одни русские земли назывались княжествами, другие — землями. В ходе урока будет найден ответ на этот вопрос.

Проблема: в разных русских землях установились разные формы правления: в одних монархии, в других республики. От чего это зависело?

В качестве копилки учащимся предлагается историческая карта и материалы учебника «История России с древнейших времен до конца XVI в.»  А.А. Данилова, Л.Г. Косулина.

2. Составление паспорта объекта

Класс делится на группы и, используя материалы учебника, составляет паспорта  Владимиро-Суздальского княжества, Галицко-Волынского княжества, Новгородской земли (признаки для паспорта: географическое положение, столица, природные условия, занятия людей, форма правления).

 На основе паспортов составляется сводная таблица данных.

 

3. Составление сводной таблицы данных.

 

На основе полученных паспортов каждая группа составляет сводную таблицу данных.

           русские земли признакВладимиро-Суздальское княжествоГалицко-Волынское княжествоНовгородская земля
географическое положениесеверо-восточная РусьЮго-Западная РусьСеверо-Западная Русь
СтолицаРостов → СуздальВладимир ВолынскийВеликий Новгород
природные условиялесная зонаплодородные почвы и мягкий климатсуровые
Занятияземледелие, скотоводство, рыбная ловля, добыча соли, бортничество, бобровый промысел, ремеслоземледелие, лесные и рыболовецкие промыслы, ремесло, добыча соли, торговляремесло и торговля
форма правленияМонархияМонархиябоярская республика

 

  1. Выявление закономерности

Выводы:

1. На основе копилки дети делают вывод о том, от чего зависела крепость княжеской власти.

Русский Северо-Восток во многом осваивался по инициативе уже существующей княжеской власти, поэтому здесь княжеская власть была самой сильной. В Галицко- Волынском княжестве рано появилась боярская собственность на землю, поэтому бояре здесь имели большую власть и власть князя была ограничена. Новгородская земля сначала были освоена восточнославянскими племенами, а затем здесь возникла княжеская власть, поэтому здесь княжеская власть была самой слабой.

2. На основе сводной таблицы (сравнивая последние три строки) ученики делают заключение о том, как географическое положение влияло на политическое устройство и крепость княжеской власти.

Богатство природы и разнообразие занятий населения позволяли Владимиро-Суздальским князьям собирать большую дань и укреплять собственную власть, а в Галицко-Волынском княжестве росло богатство бояр и их влияние на княжескую власть. В Новгородской земле занятия ремеслом и торговлей делало население более активным в политической жизни, и поэтому князь здесь только возглавлял дружину.

3. Опираясь на сводную таблицу (первая строка) и копилку, дети делают вывод о том, почему все эти земли не обладали военной мощью.

Выгодное географическое положение этих земель. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества относительно отдалены от кочевников, а Новгородская земля и вовсе для них недосягаема, поэтому здесь нет необходимости содержать большую дружину.

 

5. Рефлексия.

В беседе делается общий вывод о том, что в период политической раздробленности в разных русских землях устанавливаются разные формы правления. Это зависит от исторических условий, природных условий и занятий населения, от географического положения.