ОТСМ-ТРИЗ педагогика

Играем всерьёз

Опыт использования игровых тренингов на уроках в первом классе

Очень часто нам задают вопрос: «С чего начать применение методов ОТСМ-ТРИЗ в педагогике?» Сегодня я отвечаю: «Начните с использования игровых тренингов — и вам легче будет решить, хотите ли вы заниматься этим дальше».

Аннотация

Педагогу начальных классов эта статья позволит научиться проводить игры, формирующие познавательные универсальные учебные действия. Многие из представленных здесь игр будут полезны также учителям-предметникам, при условии, что они сумеют применить их на своей материале.

В первом классе в рамках проблемно-ориентированного обучения упор делается на освоение признаков объектов и использование полученного опыта в различных проблемных ситуациях.

В основе используемого нами комплекса игр лежит разработанный в ОТСМ-ТРИЗ подход к изучению признаков объектов с помощью модели «Элемент – Имена признаков – Значения признаков» (Н.Н. Хоменко). При таком подходе разделяют понятие «Имя признака» – вопрос, который можно задать к объектам данного вида и «Значение признака» – варианты ответа на этот вопрос. Например, если в качестве объектов (элементов) мы рассматриваем слова, могут быть использованы имена признака: «корень» (вопрос – «Какой корень у слова?», орфограммы – «Какие орфограммы в этом слове?», часть речи – «Какой частью речи является это слово?». Для слова «бежать» ответы на вопрос будут: «корень –беж-», орфограмма «безударная гласная в корне», часть речи – глагол. На первых порах этой моделью оперирует учитель, играя с детьми. Потом ее в явном виде усваивают и дети.

Освоение инструментов проблемноориентированного обучения в первом классе начинается с  игровых тренингов. В проблемно-ориентированном обучении они являются частью дидактической системы, построенной на инструментах ОТСМ-ТРИЗ. В этой статье мы покажем игры, которыми с успехом могут пользоваться педагоги без специальной подготовки.

Игра «Теремок» (автор игры – Мурашковска И.Н.)

Ход игры

Учитель делает на доске или карточках запись объектов (слов, математических выражений и т.п).

В теремок заселяется один объект.

Ученик стучится в теремок, называет любую запись, которая есть на доске, и говорит, чем они похожи с объектом из теремка. После этого заселяется в дом. Следующему ребенку нельзя повторять раннее названные признаки.

Примеры

Обучение грамоте. 1 класс

Тема урока: «Буквы Я, я. Ю, ю. Одна буква – два звука»

В теремке живет слово «Юра».

Слова на доске или на карточках:

Яша,   уют,   маяк,   Люба,   Юрий.

Ребёнок: — Тук-тук, я слово «уют». Пустите меня в теремок к себе жить.

Учитель: — Пущу, если ты скажешь, чем ты на меня похоже.

Ребёнок: — Во мне тоже есть буква «Ю».

Учитель: — Проходи. Кто следующий?

— Пустите меня в теремок со словом «Яша», в нём тоже есть буква, обозначающая два звука.

— Пустите меня в теремок со словом «Люба», в нём тоже два слога…

И т.д.

Тема урока: «Звуки (ж), (ш) – всегда твердые. Слова с сочетаниями жиши»

В теремке живет слово «жираф».

Слова для игры: диван,  шарф,  бусы,   рыжий,   белка,   кошка,   пилот.

— Пустите меня в теремок со словом «шарф», оно тоже оканчивается звуком [ф].

— Пустите меня в теремок со словом «белка», это тоже животное. – Учитель поправляет:

— Слово «белка» обозначает животное, это работа слова, его значение.

— Пустите меня в теремок со словом «кошка», в нем тоже все согласные – твёрдые.

И т.д.

Русский язык. 1 класс

Тема урока: «Слова с сочетаниями жиши»

В теремке живет слово «лыжи».

Слова для игры:  мыши, дятел, любит, лыжник, носы, моржи.

— Пустите меня в теремок со словом «дятел», в нём тоже ударение падает на первый слог.

— Пустите меня в теремок со словом «моржи», в нем тоже есть сочетание жи-.

— Пустите меня в теремок со словом «мыши», в нём тоже есть слово на правило  жи-, ши-.

И т.п.

Тема урока: «Разделительный мягкий знак»

В теремке живет слово «ручьи».

Слова для игры:  вьюга, польют, работа, щука, птицы, цветок, весна

Математика. 1 класс

Тема урока: «Уменьшаемое и вычитаемое»

В теремке живет выражение 5 – 3.

В данном случае лучше раздать детям карточки с числовыми выражениями, а ещё лучше – предложить им собрать копилку числовых выражений  самостоятельно. Карточки могут выглядеть, например, так:

5+3

64

5111  

521

74

3+2

83

52

Дети с карточками стучатся в теремок.

— Я – сумма пяти и трёх, пустите меня к себе жить, во мне такие же числа, 5 и 3.

— Я – выражение «пять минус один минус один минус один», пустите меня к себе жить, у меня такое же значение, как у выражения «пять минс три», я тоже равно двум.

И т.д.

Тема урока: «Однозначные и двузначные числа»

В теремке живет число 48.

Числа для игры:  45, 18, 40, 8, 47, 56, 49,  84.

В теремок заселяются: число 45 – в нём тоже четыре десятка, 8 – тоже восемь единиц, 84 – есть цифра восемь, 56 – тоже двузначное, 40 – тоже чётное, 84 – записано теми же цифрами…

Если в классе много слабых учеников, можно на первых порах разрешить детям повторять признаки, по которым объекты похожи, но со временем обязательно нужно ввести правило – «повторять признаки нельзя». Дети начинают искать новые характеристики для сравнения, это заставляет их глубже анализировать объекты, запоминать их признаки.

Игра «Мои друзья» (автор – Сидорчук Т.А.)

Ход игры

Каждый ребенок получает один или несколько объектов из изучаемой группы (например, объекты из копилки слов, собранной по определенному признаку). Учитель называет, по какому признаку он собирает друзей. Дети, в чьих объектах есть указанный признак, подбегают к учителю со своими карточками.

Примеры

Обучение грамоте. 1 класс

Тема урока: «Звуки (с), (с’) и буквы С, с»

Дети в парах загадывают друг другу слова, начинающиеся на букву с.

Учитель:

Мои друзья те ребята, слова которых начинаются с мягкого звука [с’].

Мои друзья те ребята, слова которых начинаются с твердого звука [с’].

Мои друзья те ребята, в словах которых два слога.

Мои друзья те ребята, чьи слова женского рода. И т.д.

Контроль правильности выполнения заданий ведет учитель и сосед по парте.

Тема урока: «Время. История часов »

У: Возьмите картинки с изображениями часов. Каждый из вас будет играть роль объекта, изображенного на его рисунке.

У: Мои друзья – все, кто имеет на часах циферблат со стрелками. Идите ко мне, мои друзья.

Дети подбегают к учителю, если их объекты имеют названное значение признака.

У: Докажите, что ваши объекты действительно мои друзья. Что для этого надо проверить?

Д: Надо проверить наличие стрелок. Если они есть, значит, все верно.

У: Мои друзья – все, кто имеет электронные цифры на экране.

У: Мои друзья – все, кто имеет на часах маятник.

У: Мои друзья – все, кто имеет часы со звуком, мелодией.

У: Мои друзья – все, кто имеет часы, которые можно надеть на руку.

У: Мои друзья – все, кто не имеет на часах стрелок и цифр.

Русский язык. 1 класс

Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные существительные»

Дети в парах загадывают друг другу, обозначающие объекты на рисунке в учебнике.

Учитель:

Мои друзья те ребята, слова которых отвечают на вопрос кто?

Мои друзья те ребята, слова которых отвечают на вопрос что?

Мои друзья те ребята, в словах которых 5 звуков.

Мои друзья те ребята, чьи слова пишутся с большой буквы. И т.д.

Контроль правильности выполнения заданий ведут учитель и сосед по парте.

Математика. 1 класс

Тема урока: «Состав числа 11»

Ученики получают карточки с числами от 1 до 25.

Учитель:

Мои друзья те ребята, у кого в числах один десяток.

Мои друзья те ребята, у которых числа однозначные.

Мои друзья те ребята, числа которых – соседи 20.

Мои друзья те ребята, у кого круглые числа. И т.д.

Игра «Аукцион»

Ход игры

Задается вопрос, предполагающий множество ответов (например, перечисление объектов одной группы или признаков одного объекта). Дети предлагают свои варианты ответов. Когда ответы иссякают, учитель произносит… ПРОДАНО! Победившим считается тот, кто дал ответ последним.

Примеры

Обучение грамоте. 1 класс

Тема урока: «Время. История часов »

У: Какие действия могут совершать часы?

Д: Стоят, спешат, идут, отстают…

Тема урока: «Слова с сочетаниями чаща, чущу»

У: Сейчас в тетради мы запишем слова с сочетаниями чаща, чущу. Назовите такие слова. Внимание! Повторяться нельзя!

Д: Чашка, часы, чаща, чищу…

Когда ответы иссякают, учитель произносит… ПРОДАНО!  Победившим считается тот, кто придумал и записал последнее слово.

Игра «Я беру тебя с собой»

Ход игры

Учитель сообщает классу, что собирается в путешествие и берет с собой объекты, которые чем-то похожи. Детям требуется угадать, по какому признаку собираются объекты. Для этого они предлагают свои объекты, а учитель говорит, берет ли он их с собой. Задача детей – анализировать по ходу игры, какие объекты попадают в множество разрешенных, а какие  нет. Игра продолжается до тех пор, пока ктото не угадает, по какому признаку собираются объекты в группу.

Примеры

Обучение грамоте. 1 класс

Тема урока: «Буквы Е, е. Ё, ё. Ю, ю. Я, я. Одна буква – два звука»

У: Я собралась в путешествие. Я беру с собой объекты, названия  которых чемто похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Я беру с собой юлу. А что у вас?

Д: Я даю вам капусту.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я даю апельсин.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я даю вам юбку.

У: Я беру тебя с собой.

Д: А я дам вам ёжика.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Вы берет все предметы, которые начинаются с гласных, которые обозначают два звука в начале слова.

У: Да! Только правильно будет сказать – «названия начинаются с гласных…».

Окружающий мир. 1 класс

Тема урока: «Растительноядные и хищные животные»

У: Я собралась на экскурсию в зоопарк и хочу там увидеть животных, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку? Я желаю посмотреть обезьяну. А что вы?

Д: Я пойду к клетке с тигром.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я посмотрю на лису.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я бы сходил к слону.

У: Я беру тебя с собой.

Д: А я покормил бы жирафа.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Вы берет с собой детей, которые хотят посмотреть растительноядных животных.

У: Да!

Игра «Да – нет» (в ТРИЗ-педагогику введена Хоменко Н.Н.)

Ход игры

Ведущий (учитель или ученик) загадывает объект (ситуацию). Остальные должны найти ответ на загадку, задавая ему вопросы, на которые можно отвечать только «да», «нет», «не имеет значения». Цель – отгадать объект за меньшее количество вопросов.

Примеры

Окружающий мир. 1 класс

Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Один ученик у доски загадывает животное, остальные ученики задают вопросы. Кто угадывает слово, становится ведущим.

— Это хищное животное?

— Нет.

— Оно живет в лесу?

— Да.

— Оно умеет летать?

— Нет.

— Оно хорошо плавает?

— Нет.

— Это зверь?

— Нет.

— Это насекомое?

— Да.

И т.д., пока не будет найден ответ.

Тема урока: «Люди живут в разных странах»

У: Сегодня мы отправимся в путешествие по Индии.

У: Угадайте, на каком материке находится эта страна?

Дети задают вопросы, используя карту:

Эта страна находится в восточном полушарии?

Она находится на материке Евразия?

Эта страна располагается севернее России? …

И т. д., пока страна не будет найдена.

Математика. 1 класс

Тема урока: «Знаки сравнения. Равенства и неравенства»

Учитель записывает на доске равенства и неравенства:

6> 3; 4 >1; 8 <9; 8> 6;

2< 5; 4 =4; 3= 3; 7 =7

Угадайте, что я загадала?

Варианты вопросов детей:

Это равенства?

В нем используется знак «больше»?

Это неравенство находится в первой строчке?

И т. д., пока объект не будет отгадан.

Тема урока: «Отрезок натурального ряда чисел»

Загадывается число от 1 до 9. Число может загадывать учитель или ученик.

Вариант игры:

Это число больше 5?

Нет. Какой вывод делаем?

Это число больше или равно 5.

Оно стоит перед 3?

Нет.

И т. д., пока число не будет отгадано.

Тема урока: «Знакомство с ломаной линией. Звено ломаной»

  {hsimage}

Фигуру может загадывать учитель или ученик.

Варианты вопросов детей:

Это ломаная линия?

Эта фигура состоит из трех звеньев?

И т. д., пока фигура не будет отгадана.

Обучение грамоте. 1 класс

Тема урока: «Буквы Е, е. Ё, ё. Ю, ю. Я, я. Одна буква – два звука».

Учитель загадывает букву.

Эта буква, обозначает согласные звуки?

Нет.

Эта буква может обозначать два звука?

Да.

Она стоит в алфавите правее буквы Ё?

И т. д., пока буква не будет отгадана.

Игра «Хорошо – плохо» (авторы – Лопатина Н.Н., Шустерман М.Н.)

Ход игры

Учитель предлагает детям найти «плюсы» и «минусы» в каком-то объекте или ситуации. Как правило, класс разбивается на две группы, ответы принимаются по очереди. Возможны различные способы организации игры (см. примеры ниже).

Примеры

Обучение грамоте. 1 класс

Тема урока: «Время. История часов»

Люди придумали водяные, песочные и даже часы из свечки. Сегодня мы пользуемся электронным часами.

Играем в игру «хорошо плохо». Находим «плюсы» и «минусы» в изобретенных ранее часах.

Отвечаем по очереди, до первой остановки. Вывешиваем часы на доску.

Какие часы изобрел человек одними из самых первых? Поднимите картинки

(солнечные)

Что в них хорошо, что плохо?

Какие часы появились потом? (водяные)

Что в них хорошо, что плохо?

Какие еще часы изобрел человек? (песочные, из свечки, электронные)

Что в них хорошо, что плохо?

В конце игры рефлексия:

Какие наиболее важные «плюсы» и «минусы» мы нашли?

Окружающий мир. 1 класс

Тема урока: «Люди живут в разных странах»

Работа с картой тепловых поясов.

У: В каком тепловом поясе находится Индия?

Работа по алгоритму.

{hsimage}

Работа с географической картой.

У: Какой океан омывает Индию?

Работа по алгоритму.

  {hsimage}

У: Опишите земную поверхность Индии.

У: Покажите на карте горы, равнины, пустыни.

Игра «Маша – Растеряша» (автор – Мурашковска И.Н.)

Ход игры

Учитель играет роль МашиРастеряши.

У: Ой!

Д: Что с тобой?

У: Потеряла.

Д: Что?

Учитель называет потерянный объект и задает вопрос о том, как можно без него обойтись.

Дети придумывают, чем можно заменить этот объект. Игру можно вести цепочкой, тогда тот, кто нашел ответ, сам становится ведущим – МашейРастеряшей.

Примеры

Математика. 1 класс

Тема урока: «Состав числа 8»

Потеряно число 8. Как теперь без него обходиться? Чем его заменить?

Варианты ответов учеников:

8=4+4

8=2+2+2+2 …

Тема урока: «Знакомство с различными единицами измерения длины»

У: Ребята МашаРастеряша потеряла линейки. Чем же теперь можно измерить длину тетради, парты, класса.

Д: Длину тетради можно измерить стирательной резинкой (колпачком от ручки, заколкой и т.д.)

Д: Длину парты можно измерить карандашом (рукой, пеналом, тетрадкой и т.д.)

Д: Длину класса можно измерить шагами (книгой, пеналом, скакалкой и т.д.)

Все предложенные мерки записываются на доске. Делается вывод, что неудобно пользоваться разными мерками, так как результаты не совпадают. Вводятся понятия см, дм, м.

Обучение грамоте. 1 класс.

Тема: Алфавит (обобщение)

Потерян мягкий знак. Как обозначить мягкость согласного?

Дети предлагают использовать гласные И, Е, Ё, Ю, Я.

Выводы

Как показывает опыт, приведенные в этой статье игры: «Мои друзья», «Теремок», «ДаНет», «Аукцион», «Я беру тебя с собой». «Хорошо -плохо», «Маша-Растеряша» пользуются наибольшей популярностью у педагогов и детей.

Игровые тренинги позволяют учителю создать основу для освоения инструментов проблемно-ориентированного обучения. На основе умения выделять имена и значения признаков у учащихся успешно формируются логические операции и приемы: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение-конкретизация.

Тренинги позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся и тем самым достичь осознанности в усвоении учебного материала.

Об авторах:

Татьяна Александровна Костина, учитель начальных классов МБОУ СОШ №89 с углублённым изучение отдельных предметов г.о. Тольятти;

Алла Александровна Нестеренко, к.п.н., ТРИЗ-специалист, доцент кафедры развития образования АПКиППРО, руководитель экспериментальной площадки в МБОУ СОШ №89 г.о. Тольятти