ОТСМ-ТРИЗ педагогика, Страна Загадок

Страна Загадок +. Глава 8

www.polinabstudio.com
Город Противоречий

ТРИЗ утверждает: суть изобретательской задачи можно сформулировать в виде противоречия.

Противоречие в ТРИЗ – пара противоположных требований, предъявленных к одному объекту (или части его). Например: игольное ушко должно быть большим, чтобы легко продевалась нитка, – и должно быть маленьким, чтобы иголка не рвала ткань. Разрешая противоречие, то есть разделяя противоположные требования во времени, пространстве или другим способом, мы решим тем самым изобретательскую задачу. Например, существуют иголки с ушком из скручивающихся стальных нитей; когда мы шьем, ушка практически нет (оно крохотное), когда надо вдеть нитку – раскручиваем ушко, оно становится достаточно большим.

Наша цель – подвести детей к понятию противоречия, научить простейшим способам разрешения противоречий.

Упражнение 8.1

В город Противоречий отправляемся на автобусе с наоборотным двигателем. Он заводится с помощью слов-антонимов. Я говорю слово, дети отвечают антонимом. Возможный вариант  – дети играют двумя группами: одна называет слово, другая отвечает, потом наоборот. «Белый – черный; мягкий – твердый; жидкий – твердый (или густой); громкий – тихий; смелый – трусливый…» и т.д.

Важный шаг — научить ребят видеть во всем положительные и отрицательные (полезные и вредные) стороны. В этом нам помогает известная игра «Хорошо – плохо».

Рассмотрим какой-либо предмет или явление и постараемся дать как можно больше ответов на вопрос, чем это хорошо и чем плохо. Обычно играть в эту игру мы начинаем задолго до путешествия в город Противоречий. Но именно в этом городе существует улица Спорщиков. Загадочные предметы, живущие тут, имеют очень дурной характер. Стоит нам их разгадать, они, вместо того чтобы пригласить нас в гости, начинают яростно спорить между собой да к тому же зовут нас в помощники.

Упражнение 8.2

Поспорили два зонтика: один был предназначен для защиты от солнца, другой от дождя. Солнечный зонтик утверждает, что солнечная погода вредна и завидует дождливому зонтику, который гуляет исключительно в пасмурные дни. Зонтик от дождя, напротив, считает, что солнце – хорошо, а дождь – плохо. Разделившийся на две команды класс помогает зонтикам в споре.

Упражнение 8.3

То колучее, то неколючее
То колючее, то неколючее

На дверях домика – загадка: «Местами колючее, местами гладкое; то колючее, то гладкое; для кого-то колючее, для кого-то гладкое; по отдельности колючее, вместе гладкое» (одна из возможных разгадок — ежик. Предлагаем вам доказать это самостоятельно).

Составлять загадки в Городе Противоречий можно двумя способами.

Первый способ – загадки с неизвестной отгадкой.

Упражнение 8.4

Попробуем придумать загадку с неизвестной отгадкой, а потом сами ее разгадаем. Для этого выберем пару противоположных признаков (лучше физического содержания) и разделим их в пространстве (местами … местами, или снаружи … внутри, или с одной стороны … с другой стороны), во времени (сначала … потом, то … то …), в сравнениях и отношениях (по сравнению с одним …, по сравнению с другим ….; для кого-то … для кого-то …) или переходом от одного к объединению нескольких объектов (само…,  вместе с чем-то ….;  по отдельности … вместе …; каждая часть …, целое …).

Например: местами мягкое, местами твердое (куртка с заклепками); то твердое, то мягкое (пластилин), для кого-то мягкое, для кого-то твердое (для пловца вода мягкая, а для прыгуна с вышки твердая), по отдельности твердое, вместе мягкое (песок).

Второй способ — составление загадки про конкретный объект.

Упражнение 8.5

Выберем предмет загадки и найдем в нем противоположные свойства, разделенные по месту, по времени и т.п. Далее пользуемся схемой:

 

Условие 1: место (где?) или время (когда?) или отношение (для кого?) и т.п.

Значение признака (Какой?/ Что делает?)

Условие 2 (по тому же признаку)

Противоположное значение признака (Какой?/ Что делает?)

ВчераМягкоеСегодняТвердое
ВчераСветлоеСегодняТемное

Прочитав в приведенном примере обе строчки слева направо, вы получите загадку про тесто.

Отметим, что подобные загадки можно составлять и не для противоположных, а просто для различных свойств. Например, идет в баню черен, из бани — красен (рак). С точки зрения ТРИЗ сочетание различных свойст (различных значений одного признака) тоже является противоречием.

Упражнение 8.6

В этом задании загадка по сути представляет собой задачу. Помните сказку братьев Гримм про умную дочь крестьянина? Король задал девушке загадку: «Приди ко мне не одетой и не раздетой; ни днем, ни ночью; ни верхом, ни пешком, ни в повозке; с подарком и без подарка». Вариант решения описан в сказке. Предложим детям найти свои варианты решения задачи, пользуясь способами разделения противоположностей (разрешения противоречий). Например, подарок может быть сделан из льда (сперва он есть, потом – его нет, он растает), можно подарить вазу из осколков, которая рассыплется в руках – перестанет быть подарком, а можно подарить, например, веник (для крестьянки он подарок, для короля – нет).

Эта задача хорошо тем, что она, по сути, долгоиграющая, можно предлагать различные задания внутри одного и того же сюжета.

Итак, город Противоречий позволил нам научить детей видеть разделенные противоположности (разрешенные противоречия) в объектах окружающего мира, подбирать объекты по заданным решениям противоречий, решать противоречие, пользуясь различными способами. Это хорошая база для обучения решению проблем.