Главное, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник), умелый читатель

Задача для Кати

 

Фото pixabay.com Педагогический вестник «Полёт» открывает рубрику «Умелый читатель»

Мы живем в новой реальности, которая уже не будет прежней. Возможно, чтение не станет для наших детей тем, чем является  для многих из нас. Но мы обязаны поставить умение читать как ключевой инструмент учения.

Моя попутчица семилетняя Катя была симпатичной, послушной, веселой и незатюканной. Такая вот девочка, радость учительницы, глаз и  душа на ней отдыхают. Катя с мамой ехала из Екатеринбурга, где она окончила первый класс, в Москву, куда семья переезжала насовсем. Теперь девочка будет учиться в московской школе.

В дороге Катя с удовольствием выполняла задания из тетрадки запрещенного ныне комплекта «Школа-2100» (видимо, в Екатеринбурге его еще не совсем запретили), играла с телефоном и ела колбасу. Катина мама тоже производила приятное впечатление – не давила, но предлагала ребенку достойные занятия. Даже с телефоном мама учила дочь  обращаться по-умному: собирать в группу контакты, фиксировать полезные иконки, держать в порядке рабочий стол…  Единственное, чего никак не могла добиться мама, – чтобы Катя читала. «Я не люблю читать!» — мягко, но категорично сообщала Катя всякий раз, как мама предлагала ей книжку. В конце концов маме удалось убедить дочь почитать по очереди «Живую шляпу» Носова, но вскоре выяснилось, что Катя уже знает этот рассказ и ей неинтересно.

Ближе к ночи я закончила все свои компьютерные дела, открыла несколько текстов из скачанной в  ноутбук библиотеки «Лесенка» (в основном сборники коротких детских стихов) и попросила Катю помочь выбрать то, что ребятам понравится. Девочка растянулась на полке и углубилась в мой компьютер. Читала она довольно долго, примерно час, периодически сообщая мне названия приглянувшихся ей стихотворений. Она бы, наверно, читала еще, но тексты закончились. Надо сказать, выбрала Катя  немного – «Ку-ку» Агнии Барто и еще несколько маленьких смешных стишков разных авторов. Я всё записала (мне и вправду важно было узнать, что нравится такому человеку, как Катя), искренне поблагодарила и забрала компьютер. А девочка, к моему и маминому удивлению, села читать дальше, уже что-то свое.

Советы, которые я не стала давать Катиной маме (мне показалось, что  она и без этого все поняла), выглядят довольно просто. Во-первых, нужна задача. Если просто так человек читать не хочет, надо, чтобы он читал для чего-то. Есть такой педагогический прием – «перевести цель в средство». Во-вторых, нужна возможность выбора. Цель – найти то, что тебе будет читать интересно (не слишком трудно, не противно) – в зависимости от конкретного ребенка в конкретной ситуации) выглядит гораздо привлекательней, чем задача заставить себя читать, потому что так надо (все читают, не будешь читать – вырастешь неконкурентоспособным, не сдашь ЕГЭ в 11 классе и т.д., и т.п.  Я не утрирую, множество родителей именно таким образом мотивируют своих семи-восьмилетних детей).

Время течет, жизнь меняется. Литература перестает быть ведущим видом искусства, как это было во времена наших бабушек, родителей, в  пору нашего детства. Тогда не любить чтение было стыдно, и девочка из хорошей семьи вряд ли решилась бы сообщить о таком свое изъяне маме, да еще в присутствии посторонних. Сегодня это нормально.

Может быть, они будут не читать художественную литературу, а слушать ее в том же телефоне, а чтение научных текстов станет  сопровождаться параллельной переработкой информации и больше напоминать компьютерную игру, чем сегодняшнее привычное чтение. Может быть, все это будет выглядеть совсем иначе, чем подсказывает в настоящее время самая бурная фантазия. Может быть. Но сегодня мы не в состоянии научить учиться плохо читающего ребенка. 

Заметно падает умение решать текстовые математические задачи, чтение параграфа по физике, химии или биологии не дает результата (можно прочитать дважды, трижды – бесполезно)  – ученики не понимают текст,  слова понимают, а текст – нет. Я уже не говорю о текстах художественных. Слабо читающих школьников не завораживает музыка языка Пушкина и Гоголя, не захватывают сюжеты Достоевского, у них не стоят перед глазами как живые герои Толстого.  Не включается воображение, строчки не порождают образы – и учеба превращается в каторгу.  Так возникают рабочие места для огромной армии репетиторов: множеству детей они нужны именно для того, чтобы помочь учиться, не читая.

Мы живем в новой реальности, которая уже не будет прежней. Возможно, чтение не станет для наших детей тем, чем является для многих из нас, для наших родителей. Но поставить умение читать как ключевой инструмент УЧЕНИЯ мы обязаны.

На самом деле задачу воспитания умелого читателя в педагогике решают давно. Просто сегодня она становится более актуальной и, видимо, требует дополнительных решений.

В этом году мы открываем на страницах педагогического вестника «ПОЛЁТ» рубрику «Умелый читатель», где будем рассказывать педагогам и родителям об играх и упражнениях, которые помогают научить ребенка читать с пониманием и удовольствием.

Вряд ли мы сможем сейчас хорошо структурировать имеющийся у нас материал, но обозначить конкретные проблемы и предложить приемы их решения в наших силах.

Первая статья из рубрики «Умелый читатель» – «Безбуквенное чтение» Сергея Владимировича Ефремова – появилась задолго до открытия самой рубрики,  еще в прошлом году. И сегодня у нас уже есть отзыв учительницы из Приморского края, которая с помощью этой методики научила читать шестерых безнадежных учеников. Проблема формирования читательской компетенции в основной школе обстоятельно освещена в статье молодого педагога Оксаны Галашевой, также опубликованной в педагогическом вестнике около года назад.  В серии статей «Игрушки из слов» описан организованный в начале нынешнего года проект «Сказкочитатель», в котором участвовали около 300 младших школьников. Чтобы решить тесты, задать друг другу загадки, придумать собственные истории, дети прочитали «Сказки по телефону» Джанни Родари, некоторые по два, а то и по три раза.

Объединяя эти и последующие тексты в рубрику «Умелый читатель», мы очень рассчитываем на обратную связь от педагогов и родителей.

Пишите о своих педагогических наблюдениях, формулируйте проблемы, и мы постараемся вместе их решить. Комментарии к материалам рубрики – темы для новых публикаций.

Удачи нам!