образовательная среда

Чей же это праздник?

4 ноября – День народного единства. Как относятся к празднику современные школьники, выясняла в своем исследовании педагог Алина Котович.

Об уровне активности, эрудированности и начитанности современных школьников ходит немало легенд. Одни уверенно заявляют, что «эти дети вообще ничего не знают и ничего не хотят», другие ликуют и гордятся своими чадами, когда те выигрывают международные конкурсы и олимпиады.

 Согласно недавно вступившему в силу новому федеральному государственному стандарту образования современный национальный воспитательный идеал личности – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа России»[1].

Таким образом, знание истории своего государства выходит на первый план. Изучение знаний школьников о государственных праздниках как одной из вех истории страны становится весьма актуальным. Конечно, проверить информированность всех школьников России означает объять необъятное, однако получить у отдельных групп учеников ответы на некоторые вопросы все-таки можно.

Праздник национального единства, несомненно, необходим для любого государства, сформировавшегося как многонациональное. Именно в таких государствах в годы кризисов и нестабильности наиболее остро проявляются сепаратистские настроения в обществе.

Для укрепления духа общенационального единства немало стран учредили подобные праздники. К примеру, День благодарения в Соединенных Штатах Америки, День примирения в ЮАР, День независимости на Украине… Вокруг этих дней общегосударственного значения немало тайн и мифов, но так или иначе праздники существуют. Для Российской Федерации – молодого развивающегося многонационального и многоконфессионального государства такой праздник не просто чья-то прихоть, а необходимость.

День национального единства становится, как правило, неким днем национального примирения. Кем бы ни был гражданин страны по национальности, в этот день он должен почувствовать свою значимость в жизни государства, неразрывную связь с каждым человеком в своей стране. Граждан может объединять общий язык, религия, культурные традиции, но чаще всего в качестве сплачивающего фактора выбирают историческое событие, в котором активно участвовало все население страны.

Первой попыткой ввести праздник народного единства в России стало в 1996 году преобразование Дня Великой Октябрьской социалистической революции (7 ноября) в День примирения и согласия. Однако в силу неприятия многими этих изменений российские законодатели в 2004 году принимают решение о переносе праздника на 4 ноября,  ведь именно в этот день в 1612 году воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского «…штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Таким образом, российское население сплачивали, в отличие, например, от американского Дня благодарения, не днем примирения коренных и пришлых народов, а идеей «общего врага», привычной и понятной жителям часто воевавшего Российского государства.

Однако уже в первые годы празднования Дня народного единства, а отмечают его с 2005 года, результаты исследований общественного мнения россиян показали, что положительно оценивают его 34% опрошенных, негативно – 47%. Самой недовольной группой россиян стали люди старше 60 лет. Это и неудивительно: для пожилых людей День народного единства – замена дорогого им праздника –  Дня Великой Октябрьской социалистической революции. Молодежь относится к новому празднику значительно лучше: 48% респондентов 18-24 лет воспринимают День народного единства положительно, и только 27% — отрицательно.[2]

Для того чтобы проследить тенденцию отношения младшей группы молодежи к празднику, в одной из карельских школ был проведен опрос. Респондентам было предложено ответить на следующие вопросы: «Что за праздник отмечают в России 4 ноября?», «С какими событиями, героями в истории государства связан этот праздник?», «Когда впервые стали отмечать этот день как государственный праздник?», «Как вы думаете, это важный день?», «Как вы празднуете этот день?».

В опросе приняло участие 46 учащихся 5-11 классов. Из них только чуть больше 67% (31 из 46 опрошенных) смогли точно дать верное название праздника. Задумаемся: День народного единства отмечался с 2005 года уже восемь раз, а некоторые  школьники до сих пор не запомнили даже его названия.

Следующий, еще более важный момент – это события, с которыми связан этот праздник. Результаты опроса буквально шокируют: 44 из 46 опрошенных, то есть 95% фактически не ответили на этот вопрос! Только двое дали краткие, но содержательные ответы, раскрывающие общие черты события, связанного с освобождением Москвы от польских интервентов силами народного ополчения, собранного Мининым и Пожарским. Остается неясным, почему же столь важное событие не отложилось в умах школьников, в особенности  тех, кто в рамках образовательной программы в этом же учебном году знакомился с темой Смутного времени в истории России (это седьмой и десятый классы).

Удивительно, но факт: несмотря на отсутствие знаний о событиях, с которыми связан праздник, большинство школьников (60% опрошенных) отмечают его важность. Вероятно, само понятие «государственный праздник» для учащихся уже значимо.

Ввиду вышеизложенных результатов и выводов интересно было узнать, как же отмечают школьники данный праздник. Большинство опрошенных (74%), ответили: «Никак» или же «Не праздную этот день» (34 из 46 респондентов), что вполне объяснимо. Относительно приятным исключением стали учащиеся пятого класса, в чьих ответах прослеживается тенденции совместного семейного времяпрепровождения. Однако и здесь ни слова о знакомстве с историей праздника, посещении мероприятий, посвященных ему.

Какие же выводы можно сделать на основе нашего небольшого исследования? Современные российские школьники обладают крайне скромными знаниями об истории своего государства и не особенно заинтересованы в ее изучении. О причинах и последствиях этого факта, безусловно, стоит задуматься. Возможно, в этом нет вины подростков, ведь на формирование знаний, уважения, интереса к истории страны влияет окружение, и, видимо, мы, взрослые, не уделили должного внимания празднику и не заинтересовали им юное поколение.

По результатам данного исследования не стоит делать выводы об уровне эрудиции современных школьников. По итогам подобного опроса о другом государственном празднике – Дне Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов – школьники продемонстрировали хорошее знание истории страны в XX веке. Буквально каждый в своей анкете говорил о Великой Отечественной войне, рассказывал о трагичности связанных с ней событий, о потерях нашего народа. А в сам праздник все – от пятиклашек до одиннадцатиклассников – посещают парад в городе, ходят к Вечному огню и памятникам Неизвестному солдату, благодарят ветеранов за победу и мир над головой, смотрят военные фильмы. Они помнят и чтят подвиг наших героев, значит, молодежь не забывает своих предков и свою историю.

Значимость многих праздников общегосударственного масштаба и молодые, и взрослые, оценивают очень высоко. Следовательно,  у Дня народного единства есть все шансы для того, чтобы стать общеизвестным, уважаемым и значимым. День народного единства – праздник молодой, а значит, отношение к нему будет формироваться у современных граждан России на протяжении многих лет.


[1] Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета / [Электронный ресурс] / Режим доступа к ст.: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html., своб., — Загл. с экрана. – Яз. рус. (дата обращения 21.04.2013).

[2] Пресс-выпуск ВЦИОМ № 330 [Электронный ресурс] / Режим доступа к ст.: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=1955., своб., — Загл. с экрана. – Яз. рус. (дата обращения 21.04.2013).

Об авторе: Котович Алина Валентиновна, учитель истории и обществознания МОУ «Заозерская СОШ № 10».