Новости, Хроника

Оптимизация в системе образования Карелии продолжится

Такой вывод следует из решений вчерашней коллегии Минобразования РК и выступления на ней Александра Морозова.

На коллегии Министерства образования Карелии
На коллегии Министерства образования Карелии

С одной стороны, Министерство образования заявило о планах по поддержке сельской школы. В решении  коллегии даже стоит пункт о создании соответствующей программы к 1 июня этого года. Речь идет в том числе о поддержке малокомплектных школ. Такое поручение дал министерству Глава Карелии Александр Худилайнен, сообщил министр образования РК Александр Морозов.

С другой стороны, программа, судя по выступлению министра, не остановит  процесс оптимизации сельских школ. Он подчеркнул, что основная задача ведомства — обеспечение качества образования, а если в конкретной школе его обеспечить невозможно, нужно «искать иные способы». По мнению министра, федеральный государственный стандарт общего образования «невозможно реализовывать в малокомплектной школе».

Означает ли это, что оптимизация сельских школ продолжится?  Да, и не только сельских. В решении  коллегии администрациям муниципальных районов и городских округов рекомендовано «продолжить работу по реализации планов достижения целевых показателей оптимизации сети муниципальных образовательных организаций, определенных муниципальными планами мероприятий («дорожными картами») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» на 2016 год».  

То есть дорожные карты — по сути, планы по оптимизации школ и учреждений дополнительного образования — продолжают действовать. Александр Морозов подчеркнул, что в 2015 году оптимизированы были всего 8 образовательных организаций, а не сотни, как заявляет общественность. О сотнях общественность и не говорила, а вот примеров разрушительной оптимизации, вызвавшей возмущение родителей, педагогов и парламентариев, действительно хватает. — см. нашу публикацию «Оптимизация учреждений образования в Карелии выходит на финишную прямую?»

Та же двойственность в высказываниях министра прослеживается и в отношении Специализированной школы искусств и коррекционной школы-интерната №22 для детей с нарушением речи, что ничего хорошего им не сулит.

По поводу  СШИ Александр Морозов сообщил: «Позиция главы республики: речи о закрытии, перепрофилировании не идет». А следом: министерство не устраивает, что 50% выпускников 9-х классов и от 50 до 60% выпускников 11-х классов не выбирают профессии в области художественного творчества. Еще одна претензия школе — в ней должно учиться больше детей из районов. Кто бы возражал! И где раньше был учредитель СШИ — Минобразования республики, которое уже пять лет им является?

Что касается закрытия коррекционной школы-интерната № 22, то Александр Морозов обтекаемо заявил: «Мы в процессе решения этого вопроса». С одной стороны, по его словам, «программы не потеряются», каждый ребенок будет устроен, с другой —  здание в аварийном состоянии, детям там находиться нельзя. Где же и кем будут реализовываться программы, если, по нашей информации, педагогам этого интерната рекомендовано искать работу?

Похоже, не будет спокойной жизни у лицеев и гимназий. Член коллегии, председатель Общественного совета Минобразования РК Галина Разбивная дала совет Александру Морозову разобраться с лицеями и гимназиями в Петрозаводске. Их 10, больно много, «в России над нами смеются».

Александр Морозов в конце коллегии дал жесткий наказ присутствующим руководителям школ и образовательных организаций быть бдительными: мол, тот, кто хочет дестабилизировать обстановку в республике, использует для этого систему образования, устраивает митинги. Его поддержала детский омбудсмен Оксана Старшова: «Манипуляция интересами детей — объективная реальность». Пришлось напомнить министру, что в ситуации со Специализированной школой искусств само министерство разогрело обстановку, обрушив на головы родителей 11 января новость о прекращении набора в первые классы, что и привело к митингу.

Коллегия была посвящена итогам работы системы образования Карелии в 2015 году. С удивлением увидела, что на нее не пришли депутаты профильного комитета Законодательного Собрания, всегда активно участвующие в обсуждении. Как сообщила позже депутат ЗС РК, директор лицея № 13 Галина Васильева, о коллегии она узнала за час до ее проведения, хотя прежде приглашали заранее. Причем на то же время было назначено заседание парламента, о чем в министерстве не могли не знать. Депутаты намерены написать запрос министру о выборе времени проведения коллегии.

Фото автора