Новости, Хроника

«Ученик не должен испытывать недостойный страх двойки»

Манифесту «Педагогика сотрудничества» исполнилось 30 лет.

Педагоги-новаторы - авторы манифеста
Педагоги-новаторы — авторы манифеста

Опубликованный в «Учительской газете» Манифест педагогики сотрудничества, прогремел по всему Советскому Союзу и за его пределами.

“Учителю мало знать свой предмет, он должен знать детское незнание и уважать его – понимать его подлинную причину и устранять её, не пытаясь прибегать к силовым приемам. Ленивых детей гораздо меньше, чем нам кажется, дети становятся ленивыми, когда перед ними возникает задача, с которой они не могут справиться; детская лень в большинстве случаев – защита от педагогической агрессии учителя. Мы имеем дело с детьми и подростками, у которых еще не окрепла воля и не развито чувство долга. Но и воля, и чувство долга укрепляются не призывами и увещеваниями, а тем, что ученик реально ежедневно исполняет свой долг учения и испытывает от этого удовлетворение и радость”, — писали педагоги-новаторы в «»Манифесте».

Манифест состоит из разделов: «Отношения с учениками», «Учение без принуждения», «Идея трудной цели», «Идея опоры», «Опорные сигналы В.Ф. Шаталова», «Оценка работ», » Идея свободного выбора», «Интеллектуальный фон класса», «Творческое самоуправление», «Личностный подход» и других.

Создали манифест семеро видных педагогов: С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, И.П. Волков, В.А. Караковский, М.П. Щетинин, Е.Н. Ильин и Ш.А. Амонашвили.

Педагогика сотрудничества была призвана решить сразу несколько задач. Во-первых, необходимо было придать процессу обучения более творческий характер, уйти от зубрежки материалов в сторону самостоятельной работы ученика, в которой раскрываются его потенциал и особенности – и сильные стороны, и слабые. Во-вторых, прекратить наказывать школьников и перестать поддерживать постоянную атмосферу напряжения.

«Ученик не должен испытывать недостойный страх двойки», – писал Владимир Шаталов, известный своей авторской преподавательской методикой. Она подразумевала суггестию (нужно постоянно повторять детям материал, но с разными формулировками, чтобы снять нагрузку и скуку); обучение не отдельными параграфами и вопросами, а целыми блоками, состоящими из взаимосвязанных тем; передачу самой сути материала, чтобы добиться понимания, а не выучивания. Таким образом, педагоги-новаторы стремились к тому, чтобы ученики в первую очередь понимали, помнили и применяли знания.

Другой важной идеей подхода педагогов-новаторов является разработка нового образа учителя – любящего детей, творческого, трудолюбивого, постоянно самообучающегося, внушающего уважение, доверие и желание быть таким, как он. Они утверждали, что успех обучения целиком зависит от личности педагога и его умения выстроить диалог со своими подопечными. «Никакой императивности, никакого давления авторитетом», – говорил Шалва Амонашвили, один из авторов концепции «человеколюбивого учителя».

Текст манифеста «Педагогика сотрудничества» опубликован здесь

 

Источники информации: pedsovet.org, www.muzeigp.ru, rybakovfond.ru