Общество, Семья и дети

«Моя дочь – низкофункциональный аутист…»

Фотопроект "В ауте"
Фотопроект «В ауте»

Фотопроект Анны Резников «В ауте» признан лучшим арт-проектом в Школе современной фотографии «ДокДокДок». Снимки, посвященные дочери Оре, опубликованы в популярном интернет-журнале «Такие дела».

Анна Резников (Анисимова) окончила ПетрГУ, работала корреспондентом нашего «Лицея», получив несколько премий региональных и российских журналистских конкурсов. В 2006 году она репатриировалась в Израиль. Фотографией занимается с 2015 года, успешно учится в Школе современной фотографии «ДокДокДок» в Санкт-Петербурге.

Проект «В ауте» — один из двух ее выпускных фотопроектов в «ДокДокДок» под кураторством Феодоры Каплан. Его отметили как лучший арт-проект на защите выпускных проектов. Анна предстает в этом проекте в образе дочери, в привычных для Оры ситуациях.

«Моя дочь – низкофункциональный аутист, — рассказывает Анна. —  В свои 10 лет она не говорит, сама не одевается, не ходит в туалет. Дочка с трудом понимает мимику и жесты окружающих. Хотя она добрая и любвеобильная девочка, но может расхохотаться, когда другой упал и плачет, не понимая, что человеку больно. Мы, нейротипичные люди, часто тоже не отличаемся особой чуткостью.

Почему человек с особенностями ведет себя именно так? Мне, матери ребенка с аутизмом, часто с трудом удается считывать её боль и страх, тревогу и радость. Дочка практически никогда не плачет из-за низкой чувствительности к физической боли. С азартом прикасается к острым и горячим предметам. Но дрожит и утыкается в меня, когда видит мусорную машину. А еще она поёт на птичьем языке, сосёт пальцы до мозолей и кусает себя за запястье. Мне сложно сдерживать себя такие минуты. Бывает, я раздражаюсь, ругаюсь, вытаскиваю её пальцы изо рта. Знаю, что это не помогает, но действую по инерции.

Однажды я попробовала влезть в её кожу: сама делала то, что ей запрещаю. Трогала горячее и колючее, топила в воде ноты, ела руками. Муж снимал, как я погружаюсь в этот странный для меня опыт. Дочь с изумлением наблюдала, а затем с азартом включилась в игру – надевала мне на голову коробку, на ноги перчатки, засовывала в рот камни. У нее, тотально одинокого ребенка, вдруг появился друг, который говорит на её языке».

Все снимки проекта опубликованы в интернет-журнале «Такие дела».