Новости, Образование, Хроника, Школа и вуз

Появится ли в Карелии коррекционная школа нового поколения?

В то время как в Карелии со скандалом закрыта школа-интернат для детей с тяжелой патологией речи, в Новосибирске построена уникальная школа для слабослышащих и глухих детей города и области. 

 

Новосибирск: «Построить школу было делом принципа»

Как сообщает портал Педсовет.орг, все помещения оснащены современным оборудованием, позволяющим выстраивать образовательный процесс комфортно для детей: особые FM-системы передают голос на расстояние до 20 метров и подавляют шумы. Образование начинается с детского сада, а заканчивать школу ребята будут уже с полученной специальностью — в школе оборудованы электромонтажная, столярная и швейная мастерские, есть отделение кулинарии, секции робототехники, легоконструирования и  3-D прототипирования.

По сути, это целый образовательный комплекс для детей дошкольного возраста возраста до профессионального определения.

Специальная (коррекционная) школа-интернат № 37 Новосибирска. Фото: minobr.nso.ru
Специальная (коррекционная) школа-интернат № 37 Новосибирска. Фото: minobr.nso.ru
Специальная (коррекционная) школа-интернат № 37 Новосибирска. Фото: minobr.nso.ru
Специальная (коррекционная) школа-интернат № 37 Новосибирска. Фото: minobr.nso.ru
Специальная (коррекционная) школа-интернат № 37 Новосибирска. Фото: minobr.nso.ru
Специальная (коррекционная) школа-интернат № 37 Новосибирска. Фото: minobr.nso.ru
Специальная (коррекционная) школа-интернат № 37 Новосибирска. Фото: minobr.nso.ru
Специальная (коррекционная) школа-интернат № 37 Новосибирска. Фото: minobr.nso.ru

Обучаться в школе будут и жители области. Всего школа рассчитана на 220 детей, из них 120 будут жить в условиях интерната. Для всех учеников школы предусмотрено бесплатное питание: для тех, кто живет в интернате – пятиразовое, а для тех, кто приходит учиться, – обед и полдник.

Помещение ждали шесть лет. С 1951 года интернат располагался в здании, которое уже перестало соответствовать современным противопожарным нормам и не вмещало всех детей, нуждающихся в специализированном образовании. Строительство школы началось в 2012 году, затем стройку заморозили на четыре года — не было денег. Завершила стройку строительная кампания за счет собственных оборотных средств, под честное слово мэра.

Как пояснил мэр Новосибирска Анатолий Локоть, построить школу было для него делом принципа, Важно не только научить и дать образование детям, но и адаптировать «этих ребятишек, чтобы они умели общаться, чтобы не чувствовали себя за барьером, за стеклом по отношению к обществу», подчеркнул мэр.

По информации сайта Министерства образования Новосибирской области, общая стоимость школы – 591 473,1 тыс. руб. – это средства муниципального и областного бюджетов. То есть сумели построить своими силами, без федерального финансирования.

 

Карелия: «Нужно смотреть в будущее»

Напомним, что в Карелии в 2016 году была ликвидирована коррекционная школа-интернат №22 для детей с тяжелой патологией речи. Ее воспитанников раскидали по другим интернатам и общеобразовательным школам, детей из районов отправили восвояси, хотя там нет специалистов, которые могут помочь детям с серьезными речевыми нарушениями. Минобраз Карелии уверял, что дети не пострадают.

Галина Васильева, которая тогда была депутатом парламента Карелии, предупреждала:

— Мы теряем уникальное учреждение!  Сейчас мы как-то утрясем ситуацию, а что дальше? В Карелии по состоянию на 1 января 2016 года 746 детей имеют тяжелую патологию речи. Нужно оставить интернат и развивать его. Нужно немножко вперед смотреть, а не так, что после нас хоть потоп. В Министерстве образования Карелии не видят перспективы — вот в чем проблема.

Не помогли в 2016-м сохранить коррекционный интернат ни активная позиция карельских парламентариев Галины Васильевой, Андрея Рогалевича, Ларисы Степановой и Эмилии Слабуновой, ни обещание высокой московской комиссии во всем разобраться и немедленно доложить министру образования России.

В мае 2017 года в школе-интернате №21, куда перевели часть детей из закрытого интерната №22, побывал новый глава Карелии Артур Парфенчиков. После этого на заседании правительства глава региона сказал, что «решение проблем детей с ограниченными возможностями здоровья надо ставить на первый план». Руководитель социального блока правительства Лариса Подсадник тогда же сообщила, что «с Минобрнауки прорабатывается вопрос о строительстве новой школы-интерната на 500 мест.  Есть перспективы попадания в соответствующую федеральную программу. Идет поиск места для учреждения. Примерная стоимость проекта – полмиллиарда рублей».

Предполагалось, что современная школа-интернат нового поколения на 500 мест поможет в реабилитации детей с разными патологиями, не только речевыми. С концепцией ни заинтересованные родители, ни общественность не ознакомлены.

В январе уже этого года министр образования Карелии Александр Морозов, отвечая на запрос «Учительской газеты» о планах по строительству нового образовательного учреждения для детей с инвалидностью, проинформировал, что строительство в Карелии специальной (коррекционной) школы-интерната находится в планах правительства республики Карелия, Администрация Петрозаводского городского округа ищет подходящий участок под строительство.

Однако сейчас о новой коррекционной школе речи не идет. 3 сентября, открывая школу в Ледмозере, Артур Парфенчиков сообщил, что в рамках федеральной программы в Карелии планируется построить новые большие школы в Петрозаводске, Сортавале, Кеми и Медвежьегорске. В Петрозаводске появится общеобразовательная школа на 1300 мест в микрорайоне «Древлянка-6».

Итог к теме печальный. Коррекционной школы нового типа в Карелии нет и, похоже,  в ближайшие годы не  появится. Дети, нуждающиеся в помощи, ее или получают в не самых лучших условиях, или не получают вовсе. И ни одного депутата в профильном комитете парламента Карелии нового созыва, который бы отстаивал их интересы, теперь нет.