Новости

Архив ансамбля «Кантеле» пополнился фотографиями 1950-х годов

На черно-белых снимках студийные портреты молодой танцовщицы Лидии Косолаповой в сценических костюмах, концертные номера ансамбля. Запечатлены звезды ансамбля —  Тойво Вайнонен, Эльза Баландис, Максим Гаврилов.

"Кантеле", 1950-е годы. Л Косолапова в центре
«Кантеле», 1950-е годы. Лидия Косолапова в центре
"Кантеле", 1950-е годы. Слева направо: Тойво Вайнонен, Андрей Шутко и Лидия Косолапова
«Кантеле», 1950-е годы. Слева направо: Тойво Вайнонен, Андрей Шутко и Лидия Косолапова
"Кантеле", 1950-е годы. В центре Эльза Баландис и Максим Гаврилов
«Кантеле», 1950-е годы. В центре Эльза Баландис и Максим Гаврилов

В Доме «Кантеле» в Петрозаводске побывала гостья из Петербурга. Светлана Андреевна Мартынова, дочь танцоров Лидии Косолаповой и Андрея Шутко, передала в архив ансамбля «Кантеле» копии фотографий 1950-х годов с изображением ее родителей и других артистов коллектива.

Появление новых артефактов, рассказывающих об истории ансамбля, – всегда большое событие.  В архиве Национального ансамбля песни и танца Карелии хранится несколько тысяч фотографий, афиш, документов, мемуаров, книг, аудио- и видеозаписей. Все они – свидетельства разных периодов жизни коллектива. Коллектив ансамбля благодарен артистам «Кантеле» разных поколений, их близким, которые понимают, что часть их семейного наследия представляет собой культурную и историческую ценность, и делятся этим «богатством».

11 черно-белых снимков и вырезка из газеты – таков очередной трофей. Студийные портреты молодой танцовщицы Лидии Косолаповой в сценических костюмах, концертные номера ансамбля.

Лидия Косолапова, по словам ее дочери, получила направление в «Кантеле» в 1950-м году после окончания Московского хореографического училища. Ленинградец Андрей Шутко работал в Театре музыкальной комедии, но решил сменить обстановку культурной столицы на культурную провинцию. Талантливые молодые люди познакомились в Петрозаводске, стали солистами ансамбля и вскоре решили пожениться.

Самые счастливые годы их жизни совпали со временем расцвета «Кантеле». В 1951 году Лидия Косолапова и Андрей Шутко выезжали в составе ансамбля «Кантеле» в Москву для участия в Неделе искусства Карело-Финской ССР, вместе с известным кантелистом Максимом Гавриловым — в Берлин, на III Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Все это отражено на фотографиях. Об участии молодых танцоров в молодежном форуме в Берлине сообщает вырезка из неизвестной газеты (возможно, из республиканской «Ленинской правды»). Рядом с ними на фотографиях – звезды «Кантеле» тех лет: кантелист Тойво Вайнонен, танцовщица Эльза Баландис, проявивший себя в разных жанрах Максим Гаврилов.

Светлана Андреевна Мартынова рассказала, что после ее рождения семья перебралась из Петрозаводска в Ленинград. Сначала родители работали танцорами в одном из профессиональных хореографических коллективов. Затем отец занялся вокалом и поступил в Ленинградскую хоровую капеллу, а мать работала хореографом в коллективах художественной самодеятельности Ленинграда и Гатчины.

На свою малую родину Светлана Андреевна попала впервые в сознательном возрасте. Знакомство с Домом «Кантеле», с ансамблем, который соединил ее родителей, концертная программа «Однажды»&»Вепсские фантазии» произвели на гостью сильное впечатление. Она пообещала вернуться, но уже не одна, а с детьми и внуками, чтобы и те знали историю семьи.

Источник: Татьяна Чаплыгина, ведущий специалист по связям с общественностью и СМИ ансамбля «Кантеле»