Новости, Образование, Реформы, Школа и вуз

Скончался педагог-новатор Михаил Щетинин

Академик Российской академии образования, основатель и директор экспериментальной общеобразовательной школы Михаил Щетинин скончался 10 ноября на 76-м году жизни. В 80-е он приезжал в Петрозаводск, где его хорошо помнят.

Михаил Щетинин в начале 2000-х. Фото: ТАСС/Валерий Матицын
Михаил Щетинин в начале 2000-х. Фото: ТАСС/Валерий Матицын
«Сегодня, 10 ноября 2019 года, в 9 часов 12 минут утра остановилось сердце академика РАО Михаила Петровича Щетинина. Вечная память великому педагогу. Покойся с миром, дорогой друг и товарищ!» — написал президент РАО Юрий Зинченко.
Щетинин создал новаторскую педагогическую систему для личностного развития детей, которое происходит через свободу выбора деятельности и творчества, через труд, спорт, красоту. Основой системы стала педагогика сотрудничества, погружение в отдельные предметы и синтез нескольких спецшкол в одной.

Михаил Щетинин родился в 1944 году в Кизлярском районе Дагестанской АССР. Он выпускник Саратовского педагогического института.

В 1994 году Михаил Щетинин создал экспериментальную школу-интернат в посёлке Текос Краснодарского края. В этом году школу закрыли, что вызвало возмущение представителей образовательной общественности. Академик РАО, педагог-новатор Шалва Амонашвили в сентябре 2019 года обратился с открытым письмом к министру просвещения Ольге Васильевой в защиту Школы Щетинина:

«При советской власти Школа Щетинина прошла голгофу от разгромов до возрождения, она выстояла. Не менее сложные испытания пережила она в условиях становления новой государственности. Они были сверх понимания для здравого смысла: школа не финансировалась государством в течение ряда лет, но она выжила; не имела нормальной материальной базы, но собственными силами, с участием учеников и при поддержке общественности были построены образовательные и жилые корпуса, библиотека, читальный зал, столовая, кухня, опять-таки без всякого финансирования со стороны государства; криминальные силы старались отобрать территорию, потому подожгли один из корпусов, и ученики и учителя во главе со своим руководителем перенесли этот удар. (…) Я абсолютно уверен, что предпринимается попытка окольными путями вообще прекратить работу этой школы, которая становится головной болью для некоторых чиновников». Никакой реакции на письмо не последовало.

Академик РАО Александр Асмолов написал: «Его преждевременный уход из жизни на совести тех, кто устроил жесточайшую травлю народного новатора народной педагогики, тех, кто третировал его Школу».

От редакции «Лицея»

В середине 80-х Михаил Щетинин, имя которого после публикаций о гонимом педагоге-новаторе в «Литературной газете» было широко известно, приезжал в Петрозаводск, встречался со студентами педагогического института. Его идея новой школы с учением без принуждения, сотворчеством учеников и педагогов воодушевляла студентов, вызывала жажду работать, не бояться экспериментировать.

Михаил Щетинин дал интервью сотрудникам республиканской газеты «Комсомолец», среди которых была редактор интернет-журнала «Лицей» Наталья Мешкова. Запомнились его внимательный взгляд, синие-синие глаза, мягкая манера общения, а главное, как он отвечал: не вещал, не обличал архаичные порядки, а рассуждал, почему школа должна измениться, аргументировал свою позицию. Тогда Щетинин еще только мечтал создать школу будущего, какой впоследствии стал его лицей в Краснодарском крае.

Педагоги-новаторы - авторы манифеста.
Педагоги-новаторы.

В 1986 году появился манифест «Педагогика сотрудничества». Создали его семеро видных педагогов: С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, И.П. Волков, В.А. Караковский, Е.Н. Ильин и Ш.А. Амонашвили и М.П. Щетинин.

Благодаря манифесту российское образование раскрепостилось, появились инновационные  школы, в том числе и в Петрозаводске, новаторов не гнобили, более того — им создавали условия для работы. Всё стало сворачиваться с началом 2000-х.

Тернистый путь Михаила Щетинина прервался на очередном витке гонений на него. Будем помнить всё. Прощайте, Михаил Петрович!
Источники: ria.ru, ug.ru, соб.инф.