Новости, Образование

Маленькие сельские школы не должны решать свои проблемы в одиночку

На съезде сельских учителей России карельских делегатов поразили школы Белгородской области: «В отличие от педагогов их школ наши работают практически на голом энтузиазме».

В IV Всероссийском съезде сельских учителей «Сельская школа как фактор развития сельских территорий» приняли участие 450 делегатов из 55 субъектов РФ
В IV Всероссийском съезде сельских учителей приняли участие 450 делегатов из 55 субъектов РФ

Карельские педагоги стали участниками IV Всероссийского съезда сельских учителей «Сельская школа как фактор развития сельских территорий».

Подобные выезды в разные регионы России на форумы, съезды и встречи педагогов — один из способов для участников Ассоциации сельских школ Карелии поддерживать себя в тонусе, поделиться собственными находками и увидеть опыт коллег.

Участниками съезда от Карелии стала небольшая делегация республики, возглавила которую Наталья Кармазина, первый замминистра образования Карелии.

Карельская делегация на съезде в Белгороде
Карельская делегация на съезде в Белгороде (слева направо): Ольга Гусева, директор Деревянской школы Прионежского района, Наталья Кармазина, первый замминистра образования республики, Марина Вдовина, директор основной школы поселка Кепа Калевальского района, и Марина Чупукова, директор Коткозерской школы Олонецкого национального района

Впечатлениями о поездке в Белгород поделилась Марина Вдовина, директор основной школы поселка Кепа Калевальского района Карелии. На вопрос о том, почему решилась отправиться на съезд, Марина Анатольевна отвечает:

— Надеялась прежде всего познакомиться с новыми людьми, завязать полезные контакты. Например, как создать сайт «Бессмертный полк» нашей школы, мне подсказал один из делегатов съезда. Обменялась контактами с Маргаритой Миновой. В Красноярском крае она заведует лабораторией по внедрению коллективного способа обучения, который реализуют и в Карелии. Эту технологию планируем попробовать и в нашей школе.

Было интересно увидеть сельские школы богатого региона, каким является Белгородская область. Впечатления такие — как будто в другой стране побывала. Фантастика! Не школы, а дворцы, оборудованы всем необходимым — и даже больше! Если честно, позавидовала…

— Что еще запомнилось?

— В первый день съезда работали тематические площадки. Я была участником разговора «Критерии сохранения малокомплектных сельских школ». Запомнилось выступление директора Чуевской школы Белгородской области Александра Миронова. Он высказал мысль, что критерии — это не лезвие, по которому нужно отсекать несоответствующие критериям школы, а маяки, к которым нужно стремиться. И еще: маленькие сельские школы должны решать свои проблемы не в одиночку, а с помощью педагогического сообщества. Были и другие интересные выступления. Были и спорные. Не совсем приняла опыт пензенских школ по проекту «Культурный дневник», но опять-таки позавидовала, какие финансы тратит Пензенская область на реализацию программ по развитию культурного потенциала своих детей.

— Какие школы вы увидели?

— Побывала в двух школах: сельской школе села Бессоновка со школьным духовым оркестром — в составе только мальчики — и насыщенной внеурочной деятельностью. В школе созданы лаборатории, в том числе по 3D-моделированию, робототехнике, танцевальный коллектив, кукольный театр, изостудия.

Вторая образовательная организация, которую и просто школой назвать нельзя, — «Алгоритм успеха». Цифровая школа, в которой дети со второго класса занимаются по электронным учебникам. Об этой школе говорить можно бесконечно! Лучше её увидеть.

Школа «Алгоритм успеха» в Белгородской области
Школа «Алгоритм успеха» в Белгородской области

Второй день съезда проходил в школе поселка Дубовое. Выступления были оптимистичными. Сельская малокомплектная школа должна и будет существовать. Особое внимание необходимо уделять сельскому учителю — так можно резюмировать выступления, обсуждения второго дня.

— Применим ли опыт Белгородской области к республике Карелия и другим регионам?

— Оснащению школ в Белгородской области можно только позавидовать. В отличие от педагогов этих школ наши работают практически, что называется, на голом энтузиазме. Но какие-то программы, технологии, идеи, безусловно, можно использовать и в школах Карелии. В целом впечатлений очень много, и стройного видения прошедшего съезда еще не сложилось.

— Какие идеи показались вам важными?

— Для себя записала несколько понравившихся мыслей, цитаты из выступлений представителей Министерства просвещения РФ, руководителей министерств и управлений образования разных российских регионов, директоров школ и рядовых педагогов, на которые я обратила внимание:

— Учитель – ключевая фигура в сохранении сельской школы; сохранение сельской школы – в поддержке учителя.

— Дошкольные группы и начальная школа должны находиться для ребенка в шаговой доступности.

— Уклад жизни сельской школы – нематериальная ценность нашего образования.
— Глубинка сохраняет национальную идентичность.

— Сельские школы должны объединяться для решения насущных проблем, в том числе кадровых. Руководитель маленькой сельской школы не должен решать свои проблемы без помощи педагогического сообщества.

— Критерии сохранения сельских малокомплектных школ – не лезвие, по которому отсекают несоответствующие школы, а индикаторы, маяки, к которым должны прийти школы, в том числе и при всесторонней помощи извне.

— Нарушение — это когда льготы по оплате электроэнергии, квартплата и т.п. учитываются при подсчете среднего заработка педагога (Лилия (Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре).

— Рабочая программа, тематическое планирование, классный журнал и ученический дневник – только эти четыре документа должен вести учитель (министр просвещения РФ Ольга Васильева).

— Сельская школа – это народная школа. (Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский).

В феврале, как рассказала исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия Зинаида Ефлова, учителям сельских школ коллеги расскажут о поездке в Белгород. Традиционно на эти числа запланирован День сельской школы. Сейчас представители Ассоциации готовятся к проведению конкурса педагогических работ «Сельская школа со всех сторон. О себе расскажем сами: Территория детства». Напомним, в Карелии ждут материалы, посвященные сельской школе, авторов и педагогических коллективов всех регионов России. Лучшие тексты будут опубликованы в сборнике.

Фото из личного архива Марины Вдовиной