Новости, Образование, Школа и вуз

Когда можно и нельзя снимать на телефон в школе

Съемка на уроке возможна только в том случае, если она обусловлена потребностями образовательного процесса и согласована с учителем, ведущим урок. Однако учитель вправе использовать камеру на уроке с целью пресечения правонарушения, например, если в классе на уроке произошла драка или если ученики сами издеваются над учителем.

Фото: www.fly-phone.ru
Фото: www.fly-phone.ru

В последнее время необычайно обострился вопрос, связанный с правомерностью использования изображений – фотографий, сделанных с помощью телефона и других гаджетов. Не обошла стороной эта проблема и школу.

Селфи в школе

Практически у всех учеников есть телефоны с камерами для фотографирования и видеозаписи, с выходом в интернет.

Возникает соблазн использовать телефон в качестве средства фотографирования и (или) получения видеоматериалов непосредственно на уроке, в том числе и в неправомерных целях – для провоцирования учителя, унижения и агрессии по отношению к одноклассникам.

При этом вопросы, связанные с использованием камер телефонов, сегодня не имеют однозначных решений с правовой точки зрения. В частности, возможность использования записи, сделанной на диктофон или с помощью фотокамеры телефона, в качестве доказательства по гражданским делам в судах. С точки зрения судебной практики это спорный вопрос.

Нормы законодательства

Применительно к школе действуют общие нормы законодательства. Согласно статье 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе фотографии или видеозаписи) допускаются только с согласия этого гражданина.

Такое согласие не требуется в случаях, когда:

  • использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
  • изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях;
  • гражданин позировал за плату.

Согласно общепринятой точке зрения, школа вполне может рассматриваться как место, открытое для свободного посещения – по крайней мере для обучающихся и работников и (или) как объект, на территории которого проводятся публичные мероприятия.

Поскольку школа реализует образовательные и воспитательные задачи, это допускает возможность появления на ее территории неопределенного количества различных людей, включая родителей школьников.

Но так как здание школы относится к государственной или муниципальной собственности, предназначенной для реализации публичных полномочий, соответственно, правовой статус территории школы нельзя сравнить с квартирой или частным складом.

В этом смысле видеосъемка и фотографирование на территории школы без согласия того, кого снимают на телефон, в принципе возможна. Но из этого не следует автоматическое разрешение снимать всем и всех, тем более во время урока.

Конституция Российской Федерации в части 1 статьи 24 запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Так, например, недопустимо на территории школы (во время и вне уроков) снимать на телефон работников школы, учеников и родителей с целью удовлетворения интереса к частной жизни.

В связи с этим считаем оправданным практику, при которой в Устав школы, другие локальные акты вносятся положения, запрещающие применение камер для съемки других лиц и использование полученных таким образом фотографий и видеоматериалов в целях, не связанных с образовательным процессом.

Съемка на уроке возможна только в том случае, если она обусловлена потребностями образовательного процесса и согласована с учителем, ведущим урок.

Так, например, сложно обнаружить что-либо противозаконное в случае, если камера используется учеником для записывания транслируемой учителем информации в ходе проведения урока.

Обязанности учителя

Учитель не имеет права снимать ученика на телефон с целью оказания психологического давления, унижения человеческого достоинства либо угрозы такого рода унижения.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в пп. 9 части 1 предусматривает право обучающихся на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности.

В подпунктах 2, 3, 6 части 1 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что педагоги обязаны:

  • уважать честь и достоинство учеников,
  • соблюдать правовые, нравственные и этические нормы,
  • следовать требованиям профессиональной этики,
  • учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья.

Этот же закон запрещает применять физическое и психическое насилие по отношению к ученикам.

Сама по себе камера в руках у учителя во время урока не является признаком оказания психологического насилия в отношении школьников. Но камера может быть использована как инструмент для психологического насилия.

Обязанности ученика

Вышеуказанные нормы действуют и в «обратном направлении». Подпункт 4 части 1 статьи 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает обязанность учеников:

  • уважать честь и достоинство одноклассников и работников школы,
  • не создавать другим препятствий для получения образования.

Поэтому, если ученик использует включенную камеру как игрушку, чтобы, например, показать всем, что она у него есть, или для того чтобы сорвать урок, спровоцировать учителя на неправомерные действия, а потом выложить в сеть – учитель вправе сделать замечание и потребовать выключить, убрать камеру.

Когда можно снимать?

В Постановлении от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» сказано, что не требуется согласия на обнародование и использование изображения гражданина, если оно необходимо в целях защиты правопорядка и государственной безопасности.

То есть учитель вправе использовать камеру на уроке с целью пресечения правонарушения, например, если в классе на уроке произошла драка или если ученики сами издеваются над учителем.

Воздействие на нарушителей

А) Если нарушитель – ученик

Что делать, если ученик неправомерно использует камеру на уроке, провоцирует учителя и одноклассников, а методы педагогического воздействия не работают? В этом случае необходимо предельно жестко, но без унижения человеческого достоинства, ставить вопрос о нарушении дисциплины.

Процедура дисциплинарного воздействия в отношении учеников, нарушающих установленные нормы, детально прописана в двух документах:

  • в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»,
  • в «Порядке применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания», утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2013 года № 185.

Поводом для рассмотрения такого рода возможности может выступать, например, заявление родителей пострадавшего от неправомерных действий школьника.

Б) Если нарушитель – учитель

Что делать, если учитель оказывает неправомерное психологическое давление на школьников, публично оскорбляет, используя нецензурную лексику, угрожает снять на камеру ученика (в том случае, если ученик не нарушает нормы законодательства и/или локальных актов школы)?

Нарушения со стороны учителя при наличии соответствующих доказательств также предполагают дисциплинарное взыскание. Но при условии, если оно будет адекватно проступку.

В качестве одного из доказательств виновности учителя может рассматриваться сделанная на телефон запись, при условии отсутствия сомнений в ее достоверности.

Если работники школы или ученики и их родители не согласны с предпринятыми мерами, они могут обжаловать это в комиссии по урегулированию споров.

Источник: «Вести образования»