Анонс

Петроглифы – послания тысячелетий

Выставка, открывшаяся в Национальном музее республики, уникальна, несмотря на то что в экспозиции всего несколько десятков фотографий.

Но каких! Фотовыставка  называется «Наскальная летопись каменного века: от петроглифов Сахары к петроглифам Карелии и писаницам Финляндии». Она объединила три центра доисторических рисунков – горную пустыню Сахара, скалы Финляндии и Онежское озеро. Разделенные тысячами километров, способом создания – в Сахаре петроглифы нарисованы красками, а в Карелии выбиты на камнях – они рассказывают об окружающем мире, о жизни древних людей.


В этом зале онежские петрглифы

О значимости события свидетельствовало и посещение вернисажа высокими гостями – Глава Карелии Александр Худилайнен,  заместитель Председателя Законодательного Собрания Карелии Ирина Петеляева, консул Финляндии в Петрозаводске Анна-Мария Лиукко, известный российский археолог Александр Сакса, представители научного сообщества Карелии

Директор Национального музея Михаил Гольденберг знакомит Главу Карелии Александра Худилайнена с экспозицией

Фотографии для выставки представили финские фотографы Эркки Луома-ахо и Хейкки Вилламо, археолог Тимо Миеттинен, исследователь древнего искусства Фенноскандии Рауно Лаухакангас и карельский художник, член общественной организации «Петроглифы Карелии», участник ежегодных археологических экспедиций на Онежские и Беломорские петроглифы Светлана Георгиевская.

Гости из Финляндии Эркки Луома-ахо, автор фотографий петроглифов Сахары, и  исследователь древнего искусства Фенноскандии Рауно Лаухакангас

Карельская художница известна использованием техники, с помощью которой она выполняет копии Онежских петроглифов – микалентное копирование. В России ее используют только члены Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства при изучении петроглифов Сибири и Дальнего Востока. Эта техника уникальна тем, что позволяет создавать практически идеальные копии, воспроизводя мельчайшие детали изображений.

Доктор исторических наук Юрий Савватеев, открывший беломорские петроглифы, и художник Светлана Георгиевская

– При знакомстве с петроглифами, –  посетовала Светлана Георгиевская, –  не гадайте, что же изобразил их автор, но попытайтесь понять, о чем он хотел рассказать, что его радовало и чем он жил.

Это и охота, которая оказалась удачной, и его женщина – самая красивая. А когда он возвращался с охоты, его поразили сцепившиеся на скале двух разъяренных диких кошек.

Танцующая пара, окруженная козами. Дафнис и Хлоя древнего мира

Наскальные рисунки Сахары созданы от 12 до 2 тысяч лет до нашей эры, когда в Африке еще не было и в помине древнейшей египетской цивилизации с ее гробницами фараонов, которые до сих пор почитают как одно из чудес Света.

– Мы по праву можем гордиться и культурой нынешней Карелии, и тем наследием, которые она получила и сохранила. То, что из трех тысяч известных в мире петроглифов  существенная часть находится на Белом море, на Онежском озере, говорит о том, насколько мы богаты исторически, –  сказал на вернисаже Глава РК Александр Худилайнен.

Выставка будет работать до 17 февраля, потом организаторы планируют показать ее и в районах Карелии. Так что в течение месяца петрозаводчанам предоставлена поистине уникальная возможность – преодолевая века и тысячелетия, заглянуть в мир, созданный не фантазией художников и писателей, но в подлинный мир древних людей, мир, словно заговоривший с нами на своем языке.

Фото автора и пресс-службы Правительства РК