Анонс

Когда карандаш был оружием

В Национальном музее Карелии открылась выставка «…И карандаш был оружием».

 

Карельский художник Константин Буторов больше известен своими пейзажами и жанровыми произведениями, именно  они чаще всего выставлялись на республиканских выставках. И, уверена, большинству  поклонников мастерства этого художника мало известна еще одна страница его творчества.

 

Один из сатирических листов К. Буторова

Когда началась Великая Отечественная война, на фронт ушли (и не вернулись) два брата художника. Самого Константина Леонидовича не призвали по состоянию здоровья. И он «открыл» свой фронт»: на тумбе, установленной в  предвоенные годы напротив гостиницы «Северная» в Петрозаводске, стали  почти ежедневно появляться его сатирические листы. А когда Петрозаводск оккупировали и пришлось эвакуироваться в Беломорск, и там художник не сложил своего боевого карандаша: вместе с коллегой Шубиным они создали творческую группу «Шубут», которая продолжала обстреливать врага острым жалом карикатуры.

 

Несколько сатирических листов военных лет Константина Леонидовича Буторова  представлены на выставке.

 

На вернисаже

На вернисаже было много карельских хуложников

Это стало традицией: перед празднованием Дня Победы музей предлагает нам новые экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне. Уже были посвященные партизанам Карельского фронта, карельским медикам. И вот теперь художникам. Нам больше известно об участии в войне  журналистов, фотокорреспондентов и кинооператоров. Но и художники отправлялись на передовую. Нет, они не шли в атаку с карандашом или кистью наперевес, их работа начиналась после боя, но они оставили свой портрет своего поколения.

 

– Было создано много произведений, картин, но уже после войны, – говорил на вернисаже художник Владимир Лобанов. – Здесь же живые зарисовки.

 

Фотоаппарат и кинокамера останавливают для истории мгновения. Художник всегда ищет контакт с тем, кого он пишет, ему интересен прежде всего внутренний мир его героя. Известно, что великий российский художник Карл Брюллов никогда не писал портреты людей, которые были ему несимпатичны,  с которыми он не мог установить духовного контакта. Какие бы деньги ему за портреты ни предлагали.

 

На нашей выставке большую часть занимают портреты, на которых очень молодые, живые, часто смущенные вниманием люди в военной форме. И очень симпатичные. Они остались в истории такими, какими их увидели художники. И другими уже не будут.

 

В экспозиции более 40 графических работ, выполненных в 1942-1944 годах художниками,  скульпторами. На Карельском фронте они работали в составе 7-й отдельной армии. Неважно, что одни из них в те годы были уже признанными мастерами, другие начинающими художниками. Сегодня их работы стали не только художественными раритетами, но и бесценными документами эпохи.

 

Открывая выставку, директор музея Михаил Гольденберг рассказал, как гордился Константин Буторов своей военной наградой – грамотой, которую получил по итогам выставки ТАСС, посвященной Великой Отечественной войне. Эта грамота, которую подарила музею дочь художника Нина Константиновна, пополнила его фонды. Большая часть которых (о чем свидетельствует и нынешняя выставка), к сожалению, пока недоступна щирокому зрителю из-за отсутствия экспозиционных площадей. Создание в республике Музея Карельского фронта пока только в перспективе, весьма неопределенной. Будет очень печально, если на церемонию его открытия не удастся пригласить ни одного оставшегося в живых участника Великой Отечественной войны, воевавшего на Карельском фронте…

 

Дочь Константина Буторова Нина Константиновна передала директору музея М. Гольденбергу грамоту отца

Та самая грамота К. Буторова за участие в выставке «Окна.ТАСС»

Если работы Константина Буторова представляют раздел выставки, посвященный фронтовой сатире, то акварели и рисунки Георгия Стронка посвящены карельским партизанам, а Зиновия Львовича и Михаила Копейкина привлекали летчики. Выставка небольшая, очень камерная, но собранные в одной экспозиции работы, оставляют очень сильное впечатление. Это действительно портрет поколения, созданный целым авторским коллективом. И какой портрет! А какого поколения! И пусть сегодня мы, как осторожно говорят, «переосмысливаем» историю и уроки Великой Отечественной войны, российские солдаты Второй Мировой навсегда останутся в истории как поколение победителей.

 

З. Львович. Снайпер Л.А. Сергеева. Краснофлотец Башеренко

Неизвестный скульптор. Летчик

В. Синайский. Герой Советского Союза П.С. Кутахов

Г.А. Стронк. Машинист Тимофеев. 1944 год

На открытии выставки было немало студентов, будущих историков. И не только из-за их профессионального интереса: молодым людям перед этим дали возможность посмотреть фильм Григория Чухрая «Баллада о солдате», герой которого их ровесник. Кстати, до этого никто из них этого фильма не видел. Но это уже другой разговор. В этот раз ребят попросили после просмотра фильма сформулировать свое отношение, впечатление от  выставки, оценить работу художников, сумели ли они передать дух того времени и внутренний мир таких же молодых людей, но каждый день сталкивающихся с насилием, кровью, смертью. Было бы интересно узнать результаты этого эксперимента.

 

Первые записи в книге отзывов

Впереди майские праздники, в этом году они длиннее, и народ, как всегда, ринется на свои дачные участки. И все-таки найдите возможность сходить на выставку. Это больше нужно не музею для увеличения посещаемости, а нам. А главное, нашим детям и внукам.

 

Выставка будет работать до 1 ноября 2013 года.

Фото автора