Анонс

В Москве поддержали концепцию развития музея «Кижи»

На расширенной коллегии Министерства культуры России ее представил директор Андрей Нелидов.

Как сообщает пресс-служба музея-заповедника, на коллегии Нелидов подчеркнул, что концепция является результатом коллективного труда. В нее внесли свой вклад музейные работники, независимые эксперты в лице специалистов Лаборатории музейного проектирования и природоохранной организации СПОК, а также представители органов власти и общественности, в том числе коренные жители Заонежья.  

В поддержку концепции на коллегии в Москве выступили представители властей и общественности Карелии, руководители ведущих музеев страны. 

Министр культуры Карелии Елена Богданова зачитала письмо Главы республики Александра Худилайнена в адрес министра культуры России Владимира Мединского: «Проект Концепции развития музея-заповедника «Кижи» разработан с учетом приоритетов социально-экономического развития Карелии и Концепции развития туристско-рекреационного кластера «Заонежский», направлен на всестороннее изучение и сохранение уникальных объектов, расположенных на территории Заонежья, предполагает полномасштабное вовлечение богатого историко-культурного потенциала территории в сферу культурного туризма. В этой связи Правительство Карелии считает, что проект заслуживает поддержки Министерства культуры России».

От имени карельской общественности и науки выступили известный писатель Марат Тарасов, поддержавший предложение о передаче музею ряда бесхозных памятников (в том числе знаменитых петроглифов на мысе Бесов Нос), и ректор Петрозаводского университета Анатолий Воронин, рассказавший о совместном проекте музея и вуза по открытию кафедры деревянного зодчества под эгидой ЮНЕСКО. Кафедра призвана восполнить острый дефицит специалистов-реставраторов в Карелии и России; возглавить кафедру предложено академику Вячеславу Орфинскому.

Директор Музея архитектуры им. А. В. Щусева Ирина Коробьина заметила: «В этой масштабной, стратегически выверенной и действительно глубоко проработанной Концепции меня смущает тема копийных домов». Как пояснила И. Коробьина, в мире выработана практика, когда новое не маскируется под старое. Жестко ограничиваются только общие параметры застройки (площадь, объем, материал, цвет), а в остальном архитекторы готовят проект по своему усмотрению.

Концепция выделяет четыре этапа развития музея-заповедника «Кижи». Объекты первой очереди располагаются, главным образом, в центральной зоне музея на самом острове Кижи. Объекты второй очереди находятся в охранной зоне музея. Объекты третьей очереди сосредоточены на Заонежском полуострове.

Концепция предполагает перераспределение антропогенной нагрузки с центральной зоны музея на «внешние» зоны. При этом будет строго соблюдаться требование научной обоснованности и исторической достоверности. Кроме того, в музее появятся жилье для сотрудников, расширенный Детский музейный центр, Главный визит-центр, открытое фондохранилище, Центр традиционного судостроения, Дом природы, Центр традиционного землепользования и хозяйствования.

Фото Владимира Ларионова