Хроника

Три мировые премьеры в один вечер

На Международном фестивале искусств «Белые ночи Карелии» 5 июня прозвучали произведения Баха, Р. Штрауса и Вагнера в переложении аргентинца Хорхе Боссо.
 
Хорхе Боссо напомнил его земляка Че ГеваруХудожественный руководитель фестиваля Виктор Горин назвал это уникальным проектом, подготовленным специально для фестиваля в Карелии. В ближайшее время сочинения прозвучат в Нижнем Новгороде и Швейцарии.

Открыла концерт «Весна миннесангов» Баха-Боссо для смешанного хора и скрипки соло на тексты немецких поэтов и Джордано Бруно. Исполнители – Академический хор Петрозаводской государственной консерватории (руководитель Евгений Гурьев), дирижер – народный артист России Александр Скульский (Нижний Новгород). Партию скрипки исполнила прославленная скрипачка Дора Шварцберг, профессор Венской высшей школы музыки. Среди ее многочисленный регалий есть и звание заслуженной артистки Карелии: с начала 90-х годов она регулярно выступает в нашей республике, привозила своих учеников. Дору Шварцберг, Хорхе Боссо и Виктора Горина связывает многолетняя творческая дружба.

На встрече с музыкантами Петрозаводска перед концертом Александр Скульский рассказал:

– Совершенно необычный, беспрецедентный замысел. В Партиту для скрипки ре минор Баха Хорхе Боссо вписал свою партитуру для хора – самостоятельное включение. Органично ли это получилось? Не стало ли надругательством над великой музыкой? Абсолютно органично!

– В последнее время много экспериментов над Бахом, – продолжила Дора Шварцберг. – Но никто с Бахом чай не пил, можно только догадываться, о чем он думал. Время тогда протекало по-другому, я об этом помню, когда играю Баха. То, что мы исполняем, это не каприз, это нужно и откроет, может быть, новые возможности для скрипачей. Музыка изумительная! У Хорхе были мучения, может, большие, чем над собственными сочинениями.

Хорхе Боссо, отвечая на один из вопросов, был краток:
– Существует бесконечный поток, который соединяет все времена и всех людей.

Аргентинского композитора и виолончелиста приходилось видеть не раз – и в Петрозаводске, и на фестивале в Костомукше. Хорхе Боссо существует – такое создается впечатление – отдельно от всех, в отличном от нас мире: отстраненный взгляд, необычный облик. Похоже, повседневность его не интересует – может, потому, что мама с четырех лет читала ему вместо детских книжек Платона? 

На встречу с музыкантами композитор пришел в экзотичном одеянии: расшитой рубахе и накидке на плечах, возможно, это было пончо. Борода, берет – как тут было не вспомнить его соотечественника Че Гевару? Боссо тоже революционер, только в музыке,  не случайно его вдохновляет образ Джордано Бруно, революционера в науке, памяти которого он посвятил Реквием..

В концерте также прозвучали Соната для скрипки и фортепиано ми бемоль мажор Рихарда Штрауса в переложении Боссо для скрипки и симфонического оркестра. Дора Шварцберг исполнила сочинение с симфоническим оркестром Карельской государственной филармонии под управлением Александр Скульского. В заключение прозвучал «Листок из альбома» Вагнера-Вильгельми в переложении Боссо для скрипки и симфонического оркестра. О сочинении Вагнера Дора Шварцберг говорит:

– Для меня это одно из лучших произведений. Если хочешь поплакать, слушай эту музыку…

Публика горячо приняла все три мировые премьеры этого вечера, долго не хотела отпускать музыкантов. Причем, хор Петрозаводской консерватории поразил не менее знаменитых исполнителей. 

 

Фото Анны Орловой