Хроника

Фестивальная палитра

Завершился Пятый Международный фестиваль искусств «Белые ночи Карелии».
 
Мессиан-квартетВо второй части (о первой — на нашем сайте "О сколько нам открытий чудных!..", раздел "Панорама культуры") фестиваль представил группу новых для нас музыкантов из Москвы: «Мессиан-квартет» (скрипачка Ксения Березина, кларнетист Алексей Михайленко, виолончелист Николай Шугаев и пианистка Злата Чочиева) и фортепианный дуэт (Ирина Силиванова и Максим Пурыжинский). Молодые музыканты покорили аудиторию и глубиной прочтения нотного текста, и виртуозным блеском. Все они воспитанники профессора Московской консерватории по классу камерного ансамбля Александра Бондурянского. У него есть чему поучиться. Сорок лет он возглавляет один из самых признанных в мире музыки камерных ансамблей – «Московское трио». Сам мэтр представил своих учеников, выйдя на сцену зала Музыкального колледжа со вступительным словом. Он и завершил вечер, поблагодарив слушателей за ту добрую энергетику, которую они посылали на сцену, подпитывая ею музыкантов.
Программа вечера носила изысканный характер, звучала только французская музыка конца XIX – первой половины XX века: Сен-Санса, Дебюсси, Равеля, Мессиана. Предваряя программу, Бондурянский ввел слушателей в атмосферу тех очевидных и незримых связей французской и русской культур, которые соединяют большинство предложенных в программе сочинений.
В первом отделении был исполнен квартет «На конец времени» одного из ведущих композиторов ХХ века Оливье Мессиана, которому в годы Второй мировой войны пришлось пережить ужасы концентрационного лагеря. В ощущении конца жизни он и создал свой восьмичастный квартет, соединивший в ансамбле те инструменты, которые оказались в наличии. В каком они были состоянии, не трудно догадаться. Возможно, частично этим определилась мера участия каждого тембра в ансамблевом звучании, а она здесь очень своеобразна. Совершенно самобытен и музыкальный язык. Но как в плане глубины образного раскрытия произведения, так и в качестве ансамблевого звучания молодые музыканты показали высочайший исполнительский класс.
Столь же сильное впечатление оставил и фортепианный дуэт. Исполненные им произведения: «Вариации на тему Бетховена» К. Сен-Санса, «Прелюд к «Послеполуденному отдыху Фавна» К. Дебюсси и хореографическая поэма «Вальс» М. Равеля ставят перед музыкантами совсем иные задачи. Есть в четырехручных фортепианных сочинениях некий элемент эстрадности и сопряженной с этим особой виртуозности. Все это дуэт блестяще продемонстрировал. «Прелюд» и «Вальс» – произведения, рожденные для оркестра и надо суметь передать средствами двух роялей все бесконечные оттенки звукописи, красок, на которые рассчитаны сочинения композиторов-импрессионистов. Ирина Силиванова и Максим Пурыжинский и с этой задачей справились отменно.
 
Традицией стало отмечать в рамках фестиваля и Международный день защиты детей. В этот раз руководство фестиваля пригласило балетный спектакль «Щелкунчик», поставленный хореографическим отделением Санкт-Петербургской средней общеобразовательной школы № 210 под художественным руководством С.В. Горбатова. Юные танцовщики, а это прежде всего дети разного возраста – от первого до шестого балетных классов – подчас демонстрировали настоящие зерна мастерства, хотя требовать от них этого, наверное, рановато. Но их сказочная жизнь на сцене была столь искренней, столь наполнена желанием сделать все по максимуму, что не оценить этого восторженная аудитория не могла, провожая артистов долгими и щедрыми аплодисментами. Для многих присутствовавших в зале эта встреча с балетом была первой и запомнится она надолго, если не на всю жизнь. То, что показали на филармонической сцене петербургские школьники, с успехом могли бы претворить в жизнь воспитанники балетного подразделения петрозаводской школы искусств, как она раньше называлась, когда в ней работали замечательные педагоги и среди них наша славная балерина Наталья Гальцина. Сейчас все в прошлом. Сумеем ли возродить?..
Cвидетелями мировой премьеры (то есть самого первого исполнения произведения) стали пришедшие на фестивальный концерт 5 июня. Такое в стенах нашей филармонии случается нечасто. Виновник и герой столь незаурядного события – давний друг фестиваля Хорхе Боссо, аргентинский композитор, виолончелист, дирижер. Впервые в Карелии он появился вместе с Дорой Шварцберг в Костомукше в 2002 году. И с тех пор не раз был участником фестивалей, возглавляемых Виктором Гориным. Боссо интересный и своеобразный музыкант. Покоренный исполнительским искусством скрипачки, он написал для нее и ее учеников немало произведений. Их творческому содружеству мы обязаны и той программой, которую имели удовольствие услышать на последнем концерте.
 
В ней Боссо предстал в качестве аранжировщика чужих произведений: знаменитой Партиты ре минор для скрипки соло И.С. Баха, Сонаты для скрипки и фортепиано Рихарда Штрауса и маленького шедевра Вагнера фортепианной пьесы «Листок из альбома». Прикосновение к великим творениям прошлого заманчиво и ответственно. Вступая в опасное соревнование с проверенным, занявшим свое прочное место в истории культуры сочинением, современный автор идет на большой риск, ибо надо соответствовать. Хорхе Боссо с честью вышел из этого поединка.
 
То, что он сделал, взяв за основу Партиту, вообще, заслуживает серьезного обсуждения. Оттолкнувшись от нотного текста Партиты, не изменив ни одного баховского звука, он присоединил к ней хоровую партитуру созданную на поэтические тексты средневековых авторов, преимущественно поэтов-миннезингеров. Скрипка Доры Шварцберг звучит вместе с хором, выполняя роль то ли солирующего начала, то ли «continuo» (постоянного голоса). Хоровая ткань, выросшая из баховской гармонии, звучит замечательно, порой поистине роскошно. Но она настолько выразительна и самодостаточна, что, может быть, превратить ее в самостоятельное произведение? Однако, воля создателя – закон. Мы же были рады познакомиться со столь необычным опусом. К исполнению его подготовил и прекрасно донес до слушателей академический хор Петрозаводской консерватории под руководством Евгения Гурьева.
Иную задачу решал Боссо в скрипичной сонате Рихарда Штрауса. Сохранив в неприкосновенности партию скрипки, он превратил в оркестровую партитуру фортепианное сопровождение. В принципе это можно было сделать совершенно свободно, не придерживаясь оркестрового стиля Штрауса. Хорхе Боссо поставил перед собой задачу максимального приближения к блестящему оркестру Штрауса, в частности, к его симфонической поэме «Дон Жуан», близкой сонате по времени создания. Благодаря этому эксперименту можно говорить о жанровой модуляции из сонаты в концерт. Получилось интересно и убедительно.
За оркестровым пультом в этот вечер стоял маститый дирижер из Нижнего Новгорода Александр Скульский. Выход на одну сцену с Дорой Шварцберг и Хорхе Боссо неслучаен, маэстро давно и хорошо знаком с ними по Сахаровским фестивалям в Нижнем. Чувствовалось, что здесь сошлись единомышленники.
ЛураЭкзотическим отклонением от всех прочих программ фестиваля стал концерт гостьи с Островов Зеленого мыса (государство Кабо-Верде) – Луры (Мария де Лурдес Пина Асунчао). Это – открытие «Белых ночей» для российской публики, Лура впервые в нашей стране. Она считается продолжательницей традиций своей знаменитой предшественницы Сезарии Эворы, открывшей миру доселе незнакомую этническую ветвь западно-африканской культуры. Певица гастролирует на разных континентах, записывает диски с исполнением народных, авторских песен и своих собственных сочинений. Она поет о любви и о жизни, о сокровенных тайнах и о том, что волнует ее народ. Своим самобытным искусством Лура обрела широчайшую известность.
Поведение певицы на сцене представляет собой некое синтетическое действо: ее гибкое тело находится в постоянном движении – поначалу довольно робком, но постепенно как бы раскрепощающимся. Кульминационным моментом программы стал своеобразный «танец торса». Лура в прошлом танцовщица, а потому стихия движения идет не только от национальной природы, но и от выработанной привычки раскрывать смысл происходящего помимо голоса со словом через жест. Она постоянно апеллирует к слушателям, заставляя их повторять за ней слова и фразы. Порицая или одобряя, она не дает залу расслабиться и получает в ответ восторженные аплодисменты. Работает она с группой инструменталистов, составляющих с солисткой неразрывное целое: два гитариста, скрипач, пианист и исполнитель на ударной установке. Но и сама Лура, продолжая петь, в конце концов присоединилась к ударной стихии, отбивая ритм по таинственному предмету.
Мир музыки безграничен, мы знакомы лишь с малой частью его. Но любопытны порой встречающиеся неожиданные перекрещивания между очень далекими культурами: в одной из песен Луры совершенно явственно прозвучали интонации, знакомые нам по танцу моряков – «Яблочко». Поистине мир тесен…
 
16 июня в зале Музыкального театра концертом симфонического оркестра Санкт-Петербургской Академической капеллы им. М.И. Глинки под руководством Александра Чернушенко фестиваль «Белые ночи Карелии» завершился. В программу концерта вошли исключительно произведения русских классиков, хотя отличающаяся широтой исполнительская деятельность оркестра связана и с сочинениями зарубежных классиков, и – современной музыкой. В исполнении коллектива прозвучали оркестровые сочинения – «Арагонская хота» Глинки, «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь» и Пятая симфония Чайковского – и несколько вокальных фрагментов из опер Римского-Корсакова, Мусоргского и Чайковского. Исполнительская деятельность солистов – Людмилы Сиденко (меццо-сопрано) и Петра Мигунова (бас) непосредственно связана с капеллой, но не ограничивается этим. Оба они много и успешно гастролируют, а Мигунов к тому же и солист Большого театра. Их красивые темброво богатые голоса очень украсили звуковую палитру концерта.
 
Пятый Международный фестиваль «Белые ночи Карелии» завершился. Он действительно открыл много новых имен и подарил богатую пищу для ума и сердца. Его удостаивают своим участием выдающиеся музыканты, к нему тянутся молодые исполнители, и это радует. Он завоевал добрую репутацию на российском и зарубежном музыкальном пространстве и это означает, что у него есть будущее. Хочется надеяться, что та серьезная финансовая помощь, которую оказывают фестивалю различные организации, будет иметь место и впредь. Ведь это бесценный вклад с долгосрочной перспективой – в нравственно-эстетический потенциал нашего общества.