Хроника

Эксперимент проанализировали

Эксперты Института проблем образовательной политики «Эврика» подвели итоги участия Карелии в комплексном проекте модернизации образования.
 
22 – 24 сентября в Институте повышения квалификации работников образования РК с участием москвичей проходил экспертно-аналитический семинар «Анализ эффектов реализации КПМО». Эксперты дали также брифинг для прессы.

Двухлетний эксперимент по КПМО в декабре заканчивает 31 регион России. По словам заместителя директора института «Эврика» Романа Селюкова, наша республика находится в нижней трети этого списка.

К плюсам реализации КПМО в республике московский эксперт относит рост в Карелии норматива финансирования городских и сельских школ – почти в 2 раза. Хорошая позиция у республики по такому показателю, как доля учеников, обучающихся в современных условиях – 78,3%.

Насторожила рекомендация увеличить в Карелии наполняемость классов. Это, подчеркнул Роман Селюков, важно для реализации новых образовательных стандартов. Задала вопрос:

– Но для Карелии это означает закрытие малокомплектных школ, которых у нас большинство. Две недели назад я была в небольшой сельской школе, в которой учатся 64 ученика. Все выпускники этого года продолжают учебу в вузах и техникумах, отсева в школе нет, ни один не стоит на учете в милиции. Школе 205 лет! Разумно ли закрывать такую школу?

– Огульно закрывать все маленькие школы не следует. Школа должна перед местным сообществом ставить вопрос, чтобы выполнить все требования стандарта, – ответил эксперт.

К сожалению, Роман Селюков не пожелал вникнуть в конкретику нашего дня, когда местное сообщество мало что может – по той причине, что предприятия на ее территории согласно нашему законодательству не платят налоги в местный бюджет. Он предпочел отделаться общими словами: «Здесь нет четкого рецепта… Бизнес должен понять… Сфера образования должна показать, что в нее стоит вкладывать деньги…»

Продолжил тему на брифинге первый заместитель министра образования Карелии Анатолий Кармазин. Он спросил гостя:

– В налоговом законодательстве влияние региона минимально. Что нужно изменить в законодательстве, чтобы повлиять на ситуацию?

Роман Селюков посоветовал через депутатов Госдумы инициировать изменения в законодательство.

Уже на самом семинаре Роман Селюков отметил, что в Карелии образовательная сеть осталась в застывшем состоянии, не работают конкурентные механизмы. К минусам отнес то, что в школах нет самостоятельных бухгалтерий.

Одно высказывание эксперта буквально сразило наповал: на 50 тысяч человек, оказывается, достаточно одной школы старшей ступени! Это означает, что в Карелии на 700 тысяч населения должно остаться лишь 14 средних школ? Хочется надеяться, что это всего лишь кабинетные расчеты.

Еще один недостаток в реализации КПМО в Карелии отметили эксперты из «Эврики» – общественные управляющие советы созданы не в 100% школ, а пока в 91%.

– Именно с участием этих советов должны распределяться стимулирующие надбавки, – сказал Роман Селюков.

На деле же, как приходится часто слышать, директор самолично решает, кого поощрить. И не факт, что это действительно самые лучшие и инициатавные педагоги.

Если семинар достигнет своей цели, в Карелии на основе анализа достижений и просчетов КПМО будет сформирована республиканская программа развития образования на 2 – 3 года. В самое ближайшее время в России начнется реализации президентской инициативы «Наша новая школа».