Хроника

Где она, точка опоры?

 
О новой модели отечественного образования говорили на конференции в КГПА, приуроченной к 50-летию факультета начального образования.
 
{hsimage|За круглым столом собрались нынешние и будущие учителя||||}На конференции собрались около 400 педагогов республики, и не только учителей начальных классов, преподавателей КГПА, ученых из Москвы и Петербурга. Были содержательные пленарные выступления, проблемные круглые столы, мастер-классы, выпущен сборник материалов 48 авторов.

Как образно выразилась зав. лабораторией развития сельской школы КГПА Зинаида Ефлова, «конференция – место, где можно потолкаться мозгами». Именно с этой точки зрения хотелось бы рассказать о круглом столе, посвященном воспитательной работе в школе. Тем более что разговор получился живой, полемичный.

По мнению Елены Буйжиной из школы поселка Мелиоративный Пряжинского района, необходим гендерный подход в обучении: «Нужно изменить стратегию и тактику по отношению к мальчикам». Она предлагает ввести гендерный паспорт для каждого ученика, в который вносить данные об особенностях полоролевого поведения и диагностики, начиная с 1 класса. Это сообщение вызвало споры и недоумение. Прозвучала мысль, что в школе надо не делить учеников на мальчиков и девочек, а добиться, чтобы среди учителей было поровну мужчин и женщин. Еще мнение: да, есть проблема гендерного различия учеников, но сейчас она далеко не самая первостепенная…

Об интересном проекте «Памятники городского поселения» рассказала Ирина Велеславова из Пряжинской средней школы. Его реализовал совет старшеклассников школы – орган самоуправления, а заказчиком выступила администрация местного самоуправления. Об этом проекте мы еще расскажем подробно в «Лицее», а если коротко – результатом его стал сборник с описанием 14 памятников района. Некоторые из них стали откровением даже для коренных жителей. Разыскивая сведения о памятниках, школьники добрались до ученых Карельского научного центра! Зинаида Ефлова отметила, что пряжинский проект – технология, взрослые не тянут на себя одеяло, главное – познание детьми самих себя. То есть средство не подменяет цель.

{hsimage|Интересно познакомиться с новинками||||}Уникальной личностью называют Валентину Либерцову, учителя-словесника из поселка Ильинский Олонецкого района. Давно знаю ее, но каждый раз она чем-нибудь удивляет: на сей раз известием, что начала преподавать еще и карельский язык! Валентина Васильевна на круглом столе рассказала коллегам и студентам о методе учебной дискуссии, помогающем развить в учениках навыки критического мышления. У нее даже пятиклассники спокойно находят оппонентов лирического героя в стихотворения Рубцова.

– Валентина Васильевна все стремится сделать нестандартно, – говорит Зинаида Ефлова. – Дискуссия – это позиция равного с равным…

По словам Зинаиды Борисовны, конференция дала возможность выплеснуться разноуровневой педагогической мысли. «Каждый момент давал много пищи для размышлений». Современный учитель делает много необдуманного, порой вводит новые технологии и формы обучения без понимания, зачем это нужно, особенно в плане воспитания. «Иногда урок вроде бы замечательный, все на эмоциях – а на самом деле пустышка…», – размышляет Ефлова.

Сегодня много дискуссий о будущем российского образования. Вот что об этом думает доктор педагогических наук , член-корреспондент РАО Анатолий Цирульников (он не смог приехать на конференцию, но его публикация есть в сборнике, выпущенном к конференции):

«…выход на мировой уровень, скачок в развитое общество невозможен путем чисто информационно-технологического технократического наращивания, повторяющего уже пройденный путь уходящей все дальше мировой цивилизации. Свое достойное и привлекающее других место в мире мы можем найти на основе продуктивного развития культурных традиций. Инновация, вырастающая из традиций, составляющих страну этносов и регионов, – вот линия развития системы образования, которая открывает новые перспективы».

Лучшие выступления на конференции, прошедшей в КГПА, как раз и показывают, что учителя, возможно, интуитивно пытаются найти свой путь, находя точку опоры в культурных традициях.