Хроника

Белое море. Art & Science

По 6 декабря в Петрозаводске проходит четвертая Международная триеннале визуальных искусств «Отпечатки». 
 
{hsimage|Мюррей Гейлард. Германия||||}Организаторы проделали огромную предварительную работу. Особенность этого триеннале в том, что проекты готовились в тесном сотрудничестве с карельскими учеными: физиками, орнитологами, геологами, а объектом внимания стало Белое море на севере Карелии. В выставке, кроме российских авторов, приняли участие художники из Канады, Финляндии, Германии, Исландии, Великобритании и многих других стран, в том числе представители Таиланда и Фарерских островов.
Куратор и организатор выставки, искусствовед Мария Юфа сказала, что эта выставка для Петрозаводска – событие историческое. Авторы в один голос уверяли, что были счастливы участвовать в проекте: они узнали для себя много нового, открыли территорию, ставшую для них истинным источником вдохновения. Идеи рождались благодаря необычным путешествиям, встречам и семинарам с учеными. Некоторые же участники, такие как канадец Дерек Безан, не имея возможности выбраться к Белому морю в реальности, создавали свои проекты заочно, подключая  воображение и знания.  
На вернисаже было столько гостей, художников наших и зарубежных, людей с фотоаппаратами, телекамерами, что стало понятно: толком не удастся ничего посмотреть. К объектам невозможно было приблизиться, не говоря о том, чтобы вникнуть в авторские идеи. Некоторые зрители так и не поняли радости авторов…
 
{hsimage|Наталья Цветкова, Санкт-Петербург "Дыхание Белого моря"||||}На неискушенный взгляд, в экспозиции мало что напоминает произведения искусства в привычном понимании. В огромном просторном зале всего несколько объектов. Каждый из них выглядит загадочно: какие-то аппараты, кругом провода, огоньки и странные звуки, инсталляции из песка и веревок… Некоторые посетители недоумевали: чтобы углубиться в проблемы, к которым пытались привлечь внимание авторы выставки, достаточно было бы пойти в библиотеку или, что еще проще, заглянуть в Интернет. Как сказал один из местных художников, все это, на его взгляд, имеет отношение к творчеству, творческому процессу, но не к искусству.
Хотелось разобраться и получить собственное впечатление от выставки, поэтому на следующий день отправилась в Городской выставочный зал, чтобы осмотреть экспозицию без сутолоки. Я была одна, зал был еще закрыт для посетителей. Вчитываясь в аннотации с изложением авторских идей, под странные звуки, пение птиц и мягкое звучание человеческого голоса, я двигалась от инсталляции к инсталляции. И вдруг неожиданно для себя погрузилась в удивительную стихию Белого моря. В какой-то момент мне показалось, что я ощущаю его дыхание. Захотелось побольше узнать об этом загадочном море, которое всегда предпочитала южному.
 
И дело не в том, какие идеи стали ближе и понятнее, а какие остались за пределами моего восприятия: все созданное авторами для выставки имело воздействие и на какое-то время я как зритель оказалась охваченной некими чувствами. А для меня, как и для многих, важно, волнует ли и захватывает ли предназначенный для рассмотрения экспонат, взывает ли он к эмоциям и душе. Ибо, как утверждает Андрей Кончаловский, хотим мы этого или нет, но мы относимся «к восточной парадигме европейской культуры – греческой, дионисийской, которая строится на хаосе, в которой чувственное видение мира превалирует над рациональным».
{hsimage|Андрей Суздалев. Москва.Дальняя. Мультимедийное панно||||}Для показа работ, кроме выставочного зала, задействованы еще две городские площадки. Одна из них в филармонии, куда попасть не удалось – зал был закрыт. Другая площадка в Музее геологии в здании КарНЦ РАН на Пушкинской, 11.
 
В насыщенной программе триеннале каждый найдет для себя что-то интересное: пресс-конференции, вернисажи, круглые столы, лекции, электронно-музыкальный проект и многое другое. 
 
   
 
Фото автора 
 
 
 
 
 
 
{hsimage|Наталья Егорова. Петрозаводск. Псевдоморфоза||||}