Хроника

Открылась игровая комната для особых детей

В Республиканском детском эколого-биологическом центре ее организовали на грант карельского Минздрава родители детей с заболеваниями аутичного спектра.

 

Руководит проектом «Играем вместе» педагог Наталья Никулина. До рождения третьего ребенка Наталья работала педагогом дополнительного образования, занималась проектами по правам человека в Юниорском союзе «Дорога». Сыну Натальи поставили диагноз, связанный с аутичным спектром. Наталья не понаслышке знает, через какие трудности проходят родители особых детей.

Наталья Никулина, руководитель проекта, показывает рисунок своего сына
Наталья Никулина, руководитель проекта, показывает рисунок своего сына

Первые участники проекта
Первые участники проекта
Для детей с аутичным спектром очень важна дружественная обстановка
Для детей с аутичным спектром очень важна дружественная обстановка

С начала этого года Наталья вместе с мамами особых ребят делали все возможное, чтобы открытие этой игровой состоялось. Для детей в Республиканском детском эколого-биологическом центре оборудовали комнату, закупили игрушки, мебель и сухой бассейн на средства гранта карельского минздрава.

 

–  Почти полтора месяца мы отлаживали режим работы и прочие оргвопросы на малом количестве тех, кто помогал в создании игрового пространства, но скоро начнем расширяться и рассказывать о себе, – делится планами Наталья Никулина. – Конечно, пока рано говорить о каких-то результатах, но мамам, по-моему, стало веселее. Это тоже важно. Родители начали активно предлагать свою помощь в организации занятий. Многие из «развиваек» мамы для детей проводят самостоятельно, обмениваются опытом, учатся находить общий язык со своими детьми.

 

В Карелии для детей с проблемами аутичного спектранайти специалистов, увы,  невероятно сложно. Наталья Никулина вынуждена констатировать:

 

– Для детей с таким заболеванием необходима ранняя диагностика, а у нас только к трем годам детей ставят на учет. Но я считаю, что с детьми в группе риска можно и нужно начинать работать уже с полутора лет. Причем доказано, что чем раньше начнется такая работа, тем лучше для малыша. И даже если диагноз не подтвердится, занятия не помешают обычному развитию дошкольника. В международной практике лечения аутизма существует направление под названием АВА-терапия. Многие наши специалисты выступают против такого подхода, но ее эффективность доказана исследованиями. Кстати, мой сын имел возможность работать с таким терапевтом, и эффект был заметен после нескольких занятий. К сожалению, наш специалист уехал в другую страну, так что теперь в Петрозаводске нет ни одного АВА-терапевта. Есть, конечно, дистанционные курсы и надежда, что кто-то из студентов-педагогов, которые планируют работать в коррекционной педагогике, пройдут стажировку и будут помогать нашим детям. Есть родители, которые готовы платить за такие занятия.

 

Насколько важно появление такой игровой понятно из истории Степы, сына Натальи. Совсем недолго мальчик ходил в обычный детский сад. Но после того, как там сменилась заведующая, поменялся один из воспитателей в группе, на ребенка написали …докладную. Когда мама попыталась узнать, а как же работает инклюзивное образование, ей пояснили, что такое есть только на бумаге, а в реальности нет. Так что с тех пор Степан в детсад не ходит. И до сих пор не получил место в детсаду, куда хотела бы отдать его мама. Детям с инвалидностью даже этого в Петрозаводске гарантировать не могут.

 

– Создание игровой комнаты вызывает позитивные эмоции, – говорит Сергей Стангрит, музыкальный терапевт, руководитель «Стангрит-центра», который давно занимается с особыми детьми. – Хочется поблагодарить всех, в том числе и официальных лиц из министерства образования и минздрава Карелии, которые принимали активное участие в её появлении! С другой стороны, всколыхнулись застарелые уже переживания об отсутствии у нас в городе целостной системы реабилитации детей с особыми возможностями здоровья. Я вовсе не считаю себя «не-патриотом», но в деле реабилитации особых детей и взрослых нам есть чему поучиться у развитых стран Запада, впрочем, и Востока, например, Китая. Мировой опыт показывает, что при учёте индивидуальных особенностей ребёнка можно достичь хороших результатов в его развитии и социализации.

 

Директор Республиканского детского эколого-биологического центра Светлана Начинова, которая больше 15 лет руководит театральной студией «Росток», в которой занимаются дети в том числе и с аутичным спектром, говорит:

 

– Мы рады, что наш центр становится центром общественного участия.

 

Когда системы образования и здравоохранения по отношению к особым детям выполняют свои функции не в полном объеме, на первый план выходят личная инициатива, поддержка общества и желание родителей помогать своим детям расти в по-настоящему доступной среде. Такой инициативой стал проект «Играем вместе», которая поможет детям получать знания, навыки и позитивные эмоции.

 

Фотографии сообщества «Играем вместе»

С Натальей Никулиной можно связаться в социальных сетях: http://vk.com/nikulina1974
Сообщество «Играем вместе» — http://vk.com/igrovaja