Хроника

Цивилизационный слом в Заонежье

Парламентские слушания по социально-экономическому развитию Заонежья все-таки состоятся. За их проведение высказались все выступившие участники открытого заседания Комитета ЗС РК по природным ресурсам и экологии, несмотря на сильные расхождения во взглядах.Разговор длился более двух часов и проходил на высоком эмоциональном накале, остро, нервно.

Провести слушания потребовали три общественные организации –   КРОО русской культуры «Русский Север», Карельский республиканский Совет Всероссийского общества охраны природы и КРОО «Заонежье». В их обращении председателю ЗС РК Николаю Левину говорилось:

«Члены наших общественных организаций выражают крайнюю обеспокоенность в связи с появлением новых горнорудных карьеров (ТЭВА – Шунгит, Москва), отчуждением земельных наделов, что может привести к экологической катастрофе, радиационному и селеновому заражению территории Заонежья, уникальной историко-культурной территории Карелии. Жители Заонежья отмечают стремительный захват земель и ресурсов Заонежья, ограничение доступа к водоемам».  

(Об этом мы рассказывали на нашем сайте в материале «Скоро придется ставить памятник заонежской деревне»)

Свое заключение о необходимости слушаний по процедуре должен вынести профильный комитет – в нашем случае это Комитет по природным ресурсам и экологии. 14 марта в Законодательном Собрании собрались члены комитета, другие депутаты, представители обратившихся в парламент трех общественных организаций, а также компаний, ведущих горнорудные разработки в Заонежье, посланцы Заонежья, ученые, журналисты. Пришел  представитель Главы РК Валерий Тольский. Малый зал был заполнен до отказа.

О  том, какое значение заседанию в ЗС придавала московская компания ТЭВА-Шунгит говорит тот факт, что накануне она предприняла массированную информационную контратаку, разместив в нескольких изданиях публикацию, призванную убедить в том благе, которое добыча шунгита принесет краю.

Совсем о другом однако говорил в ЗС зампредседателя «Русского Севера» Вячеслав Агапитов (полностью его доклад  "Кто поможет Заонежью"публикуется на нашем сайте в рубрике «Русский Север»):

–  Само расширение вскрытых под шунгит новых площадей увеличивает риск экологической катастрофы для Заонежья и близлежащих районов. Помимо радиационной опасности угрозу несет и селеновое заражение местности. Токсичны также ванадий, никель, ртуть, сера, свинец, встречающиеся в местных породах. Сами геологи признают, что любые работы с земными глубинами всегда чреваты опасностью для экологического равновесия региона. Трагичность нынешнего положения Заонежья усугубляется нищетой населения и полной утерей им веры в общественные и государственные институты.

Агапитов говорил еще об одной угрозе для Заонежья:

– Беда, как известно, не приходит одна. Не менее масштабными и непредсказуемыми по последствиям могут стать сегодняшние скупки земельных участков. Так паи на землю, выданные местным жителям,  выкупаются нередко за бесценок теми же «варягами», в основном жителями первопрестольной. Скупка может происходить через посредников, живущих на месте. Значительные земельные наделы продаются порой за смехотворные суммы. Люмпенизированная часть населения готова за небольшую подачку расстаться со своим паем. Распродажа земли приняла тотальный и необратимый характер. Причем часто отчуждаются и береговые участки в той же Толвуе (Карнаволок), на Космозере и во многих других местах Заонежья. Разумеется, что без санкции районных властей подобная практика распродажи земли была бы невозможна. Извечная земля-кормилица уходит в чужие руки. 

Вера Назарова, главный агроном совхоза «Толвуйский», который может прекратить существование вследствие экспансии ТЭВА-Шунгит,  привела такую цифру: 153 гектара земли проданы без ведома совхоза в чужие руки, в том числе пастбища и сенокосы. Она не выбирала выражений:

–  Карьер Карбоншунгит тоже обещал золотые горы, а сейчас – разбитые дороги, загаженная губа Онежского озера. И вот опять залетные птицы сулят нам золотые горы!

Академик Вячеслав Орфинский обратил внимание на гибнущие в Заонежье памятники, наивно процитировав Путина, что культурное наследие – это стратегический ресурс страны наряду с нефтью и золотом. Еще Вячеслав Петрович упомянул о патриотизме. Надо было видеть ироническую усмешку некоторых членов президиума при этих словах. Для них это, видимо, всего лишь слова, слова, слова…

Председатель КРОО «Заонежье» Валентина Сукотова привела убийственные факты. В Заонежье нет ни одного книжного магазина, ни одного отдела с детским или спортивным ассортиментом. Зато в магазине села Космозеро, где проживают 150 человек, 29 наименований винно-водочных изделий. В Великой Губе закрывается лесхоз, в больнице только что ликвидировали стационар, в аварийном состоянии мост – социальные работники на себе таскают тяжеленные сумки с продуктами. Многие жители заболевают скоротечными формами рака – последствия прежних разработок.

– Часто слышишь: «У вас в Заонежье остались одни пьяницы». Это неправда! У всех моих соседей нормальные дети, но они вынуждены уезжать в Петрозаводск, чтобы выжить. Если бы в Медвежьегорском районе были перспективы, многие бы вернулись. Доходит до того, что люди не могут проехать на свою территорию, уже захваченную пришлыми. Их встречают автоматчики, готовые стрелять на поражение!

В свою очередь директор Института геологии КНЦ РАН  Владимир Щипцов упрекнул общественников в нагнетании страхов. Он сказал, что в Заонежье нет урановых месторождений, есть лишь урановая минерализация. Щипцов сообщил, что единое мнение ученых геологов будет выработано  к концу марта, признав, что «Заонежье надо спасать».

Руководители Карбоншунгит и ТЭВА-Шунгит уверяли, что работают на благо края, используя современные технологии, без нарушений – они и невозможны при таком количестве контролирующих инстанций. Признаться, стало смешно: это в правовом государстве было бы невозможно, но не у нас, где живут не по закону, а по понятиям.

В этот день больше говорили о том, кто виноват, меньше о том, что делать. (На это не преминул потом указать Валерий Тольский.) И понятно почему: свою задачу общественники видели в том, чтобы донести до власти свою тревогу, показать, насколько серьезна ситуация. «В Заонежье мы наблюдаем цивилизацилнный слом», – убежден Агапитов. Это не означает, что инициаторы парламентских слушаний не думают о развитии края.

– Единственно верным направлением для стратегии развития Заонежья, – сказал Вячеслав Агапитов, – мы считаем создание в крае условий для превращения его в историко-культурный и биосферный парк мирового значения, с запрещением на его территории любой экономической деятельности, создающей угрозу экологии и местному культурному наследию. Детальные проекты имеются.
.
Непонятно все же, почему планы по развитию края требуют от общественных организаций. Идеи – понятно, но планы? Будто нет у нас ни правительства, ни института экономики, ни стратегически мыслящих мужей.