Новости, Хроника

Оптимизация ухудшила качество образования в России

Результаты проверки образовательных учреждений Счетной палатой РФ шокируют.

В школе. Фото Марии ГолубевойНесмотря на то что «оптимизация» предполагает действия, при которых достигается наилучшее состояние системы в целом, на деле она привела к снижению доступности услуг и ухудшению качества образования. С докладом по образованию на коллегии Счетной палаты выступил аудитор  Александр Филипенко.

Всего в 2014 году в рамках оптимизации было ликвидировано 592 образовательные организации и реорганизовано 2030. За 2015-2018 гг. планируется ликвидировать или реорганизовать еще 3 639 образовательных организаций, в результате чего их численность по сравнению с 2013 годом сократится на 6%.

Проверка показала, что в целом мероприятия по оптимизации системы образования были начаты без должного анализа сети, учета планируемых к открытию учреждений, а также оценки потребностей населения. Так, например, в прошлом году было закрыто 395 и реорганизовано 610 школ. Однако, согласно демографическому прогнозу Росстата, к 2020/21 учебному году потребуется на 2,5 миллиона мест больше, чем в 2012/13 учебном году. Но ликвидация 870 школ запланирована вплоть до 2018 года.

Оптимизация не улучшила ситуацию с низкой доступностью образовательных услуг для сельских жителей. 9,5 тысяч населенных пунктов с численностью от 300 человек до 1,5 тысячи человек не имеют детских садов. Почти 6 тысяч населенных пунктов с численностью населения от 300 человек до 1,5 тысячи человек не имеют организаций общего образования.

Одна из целей оптимизации – повышение заработной платы в сфере образования. Тем не менее значение показателя заработной платы в 2014 году не достигнуто по трем из шести направлений — в организациях дошкольного, общего образования и для детей-сирот.

В ходе оптимизации регионы проводят сокращение численности отдельных категорий педагогических работников. Их среднесписочная численность уменьшилась в 2014 году на 18,8 тысячи человек по сравнению с 2013 годом. В образовании продолжает широко использоваться практика внутреннего и внешнего совместительства.

— То есть рост зарплаты сопровождается дополнительной нагрузкой, когда, например, педагог среднего профобразования вместо положенных 720 часов в год работает 1,5 тысячи часов и более, — отметил Александр Филипенко.

По результатам контрольного мероприятия не установлено влияние проведенных мероприятий на повышение эффективности деятельности образовательных организаций.

«Ни один регион не обеспечил достижение 100% значений показателей, установленных соглашениями», — резюмировал аудитор.

Источник: сайт «Учительской газеты»

Фото Марии Голубевой