Новости, Хроника

Иоланта Юшкевич: «Цивилизация что-то в нас убила»

На фестивале «Золотая польская осень в Карелии» показали моноспектакль «Мать» по пьесе Станислава Виткевича.

— Очень сложно в нашей славянской культуре отрезать пуповину и разлучить мать со своим дитём, — не раз повторяла Иоланта Юшкевич, польская актриса. В моноспектакле «Мать» по пьесе Станислава Виткевича (Виткация), Иоланта смогла донести эту мысль до зрителей.

Выставка «Виткаций. Фотографии», лекция об искусстве Станислава Виткевича и моноспектакль «Мать» в исполнении Йоланты Юшкевич, состоявшиеся 18 сентября в стенах Национальной библиотеки РК, стали своего рода анонсом года театра в Польше, а также юбилея Виткация. Спектакль шел на польском языке с переводом.

Иоланта Юшкевич. Фото Елены Нерман
Иоланта Юшкевич в спектакле «Мать». Фото Елены Нерман

Станислав Виткевич (Виткаций) — один из немногих представителей польской культуры, значение которого в истории мирового искусства не ослабевает. Именно его считают предтечей театра абсурда. Пьеса «Мать» и построена на абсурде. Иоланта Юшкевич играет в спектакле все роли.

Героиня пьесы — баронесса, сильно пьющая, которая очень любит своего сына. Ей удается оплачивать ему учебу, проживание и содержать прислугу — благодаря тому, что она зарабатывает вязанием джемперов. Баронесса считает сына трусом и винит в этом себя. Леон, ее сын, — вампир, высасывающий из нее последние соки. В драме фигурируют долговые чеки, наркотики, идет речь о прогрессивных идеях, проституции, военном шпионаже, шизофрении.

— Этот спектакль не про меня, — рассказывает Иоланта Юшкевич. — Но когда я его играю, то чувствую в себе свою мать. В моей натуре есть этот абсурд. Цивилизация что-то в нас убила. И для того, чтобы почувствовать свободу и вот таким образом себя вести, нам необходимо напиться. А попробуй сделать то же самое без алкоголя! Мы стесняемся, стыдимся. Не нужно этого делать! Виткевич к этому призывал, и я присоединяюсь. Иногда можно побыть немножечко абсурдными. Люди всегда хотят быть рациональными. Это против природы.

Было очень трудно найти режиссера, который бы смог понять идею, заложенную драматургом. Впервые этот спектакль был поставлен в Австралии. Но там совсем другая культура, рассказывает актриса, им тоже много не понять. Дети там не привязаны к матерям.

Иоланта призналась, что наша публика самая сложная, несмотря на то что ей приходилось выступать во многих других странах — Австралии, Албании, Армении, Бельгии, Франции, Люксембурге, Македонии, ОАЭ, Бразилии, Израиле:

— Я понимаю, что у вас такая натура. Пусть вы спокойные, но я все равно чувствую ваш внутренний позитив. У нас с вами есть диалог.

Иоланта Юшкевич очень много путешествует. Будучи в разных странах, она изучала разные театральные техники, хореографию. И этот микс культур сказался на ее творчестве. Она говорит, что именно поездки повлияли на ту театральную форму, которую она сегодня предпочитает.

Фестиваль «Золотая польская осень в Карелии» проходит в партнерстве Национальной библиотеки РК с Институтом Польши в Санкт-Петербурге.