Новости, Хроника

Андрей Денников — новатор и… консерватор

Фильм о замечательном мастере «Над Окой, в тени деревьев» показали в Национальной библиотеке Карелии.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
О сотрудничестве с Андреем Денниковым рассказывает художественный руководитель фестиваля "Белые ночи Карелии" Виктор Горин
О сотрудничестве с Андреем Денниковым рассказывает художественный руководитель фестиваля «Белые ночи Карелии» Виктор Горин

С Ириной Пономаревой я познакомилась в поезде. Она тоже ехала в Москву — посмотреть запись спектакля не известного мне тогда актёра и режиссёра Андрея Денникова. Она долго рассказывала нам о его таланте, и я подумала, что в Москву специально, конечно же, не поеду, но если представится возможность посмотреть фильм или спектакль, непременно ею воспользуюсь. Возможность действительно представилась.

В недавний декабрьский субботний вечер Ирина пригласила меня на показ фильма об Андрее «Над Окой, в тени деревьев» в Национальную библиотеку. Этот фильм собрал почитателей его таланта. Их оказалось немало, ведь Андрей много раз приезжал в Петрозаводск со своими спектаклями и концертами. В марте 2014 года он ушел из жизни в день своего 36-летия.

Андрей Денников в музыкально-поэтическом спектакле "Исповедь хулигана". Фото dennikov.com
Андрей Денников в музыкально-поэтическом спектакле «Исповедь хулигана». Фото dennikov.com

Режиссёр фильма Елена Дубкова прислала нам, зрителям, письмо, в котором раскрывался замысел фильма.  В 2007 году появилась картина об Андрее «Там, где бьётся сердце…». Специально для этого фильма было снято интервью на берегу Оки, на родине Сергея Есенина. Оно должно было сквозной линией проходить через весь фильм. Но случилось так, что в окончательную версию фильма это интервью не попало. На время о нём забыли, но в 2016-м вновь обратились к нему.

Так возник самостоятельный фильм-монолог, в котором Андрей рассказывает, почему ему так близок Сергей Есенин, вспоминает, каково это было — продолжать спектакль после первого инсульта и даже делится своими мыслями, как должно быть устроено российское государство, чтобы обычным людям жилось в нём хорошо.

Поразило, что этот человек, который изобрёл синтетический жанр игры, новаторский для театра, объединяющий в себе кукол, драматическое искусство, музыку, хореографию, вокал, в то же время придерживался очень консервативных взглядов. Оказалось, не может себе представить Джульетту в кедах. И вообще категорически против подобных новшеств в театрах. Удивительно, что порой столь противоречивые взгляды могут сочетаться в одном талантливом человеке.

Личность Денникова заинтересовала меня. Захотелось увидеть спектакли, о которых зрители говорят с таким восхищением.

Я спросила у Ирины, как возникла мысль проводить подобные показы.

— Последние года четыре я ездила в Москву, смотрела записи спектаклей. Их нигде нельзя ни купить, ни скачать. Только близкие люди Андрея организовывали эти показы. Так у меня появилась возможность посмотреть ещё часть спектаклей, но далеко не все. И вот в очередной раз я запланировала поехать в Москву на премьерный показ этого фильма. Назначила мастер-классы, чтобы оплатить дорогу. И случайно один из мастер-классов пришёлся на время показа картины. Поздно это обнаружила и очень расстроилась. Тогда мне пришла в голову идея попробовать организовать показ в Петрозаводске. После этого всё получилось, и режиссёр дала согласие на показ. И директор библиотеки сразу же откликнулась. Потом я познакомилась в интернете с мамой Андрея, которая тоже очень меня поддержала.

В том числе и благодаря маме Андрея, Елене Борисовне, Ирина недавно получила разрешение показывать эксклюзивные записи со спектаклей об этом замечательном мастере. Так что скоро у нас появится возможность увидеть и постановки Андрея Денникова.

Фото Национальной библиотеки РК