Хроника

Помогать, а не закрывать

1 ноября в Карелии начинается второй этап работы с 15 самыми проблемными школами республики.

 

 

С начала этого учебного года Министерство образования Карелии начало работу по повышению эффективности школ, в которых учатся дети, находящиеся в сложных социальных контекстах.  Замминистра образования РК Татьяна Васильева рассказала «Лицею», как всё начиналось и что будет дальше:

 

 В проекте Высшей школы экономики Карелия участвует с 2009 года. Анализируя результаты ЕГЭ, в ВШЭ пришли к заключению, что стабильно низкие результаты показывают одни и те же школы. Была выдвинута гипотеза: в этих школах либо детей плохо готовят, либо есть иные причины. Исследования, которые проводились в том числе и в Карелии, гипотезу подтвердили.

 

У нас три школы участвовали в проекте, по понятным причинам не буду их называть. В этих школах учатся дети, у которых родители имеют низкий уровень образования,  семьи мигрантов, неполные семьи. Большой процент детей, получающих бесплатное питание, говорит о низком уровне доходов их родителей.

 

Результаты исследования были представлены в Общественной палате. В дискуссиях звучало  предложение ликвидировать эти школы. Но дети ведь никуда не денутся! Из сильных школ  они все равно уйдут в слабые, те станут еще слабее. Поэтому было  предложено новое направление в образовании России  – повышение эффективности работы таких школ. Используется международный опыт, в частности британский, о котором на семинарах в Петрозаводске и  в Ярославле рассказывали Альма Харрис и Мишель Джонс.

 

В Карелии разработан план мероприятий по поддержке школ, работающих в сложном социальном контексте.  На первом этапе с помощью Центра оценки качества образования мы определили 15 школ, нуждающихся в поддержке. С помощью Института повышения квалификации для педагогов будут проводить семинары, практические занятия, тренинги, открытые уроки. Школы должны разработать собственные программы повышения эффективности, улучшения учебных результатов. Это реально там, где есть  школьный лидер. На опыте трех школ мы убедились: если изменений хочет руководитель, они будут – и наоборот.

 

Необходимо заинтересовать родителей в образовании детей. В проблемных школах родители обычно в этом не заинтересованы. Нужно привлечь их через общие мероприятия, участие в управляющих советах. У школы должна быть функция родительского всеобуча. Надо работать над повышением  квалификации учителей, учебной мотивации у детей в основном через урок. В проблемных школах, на что обратили внимание эксперты, используется преимущественно фронтальный метод работы. Нужно использовать различные технологии, включать детей в исследовательскую деятельность. Должен быть сформирован образ выпускника. По словам Альмы Харрис, мы получаем тот результат, который планируем. А если мы говорим: «Да он неспособный, и семья такая…», то ничего и не получим.

В прошлом году на совещании директора школ назвали такую причину плохих учебных результатов: «У нас такие дети». Но это свидетельствует лишь о том, что к этим детям нужен другой подход, другой инструментарий.

 

Конечно, проблемным школам нужна финансовая поддержка, об этом говорит мировой опыт. В штате должны быть психолог, социальный педагог, логопед. Ведь, как правило, в таких школах учеников мало, соответственно и финансирование меньше. В следующем году, если позволит бюджет, хотим провести республиканский конкурс по поддержке таких школ.

Когда будет результат? Коллеги из ВШЭ говорят, что минимальный срок для определенного скачка – 3 года. Можно ли отследить изменения? Если меняется психологический климат, значит изменения идут. Эксперт ВШЭ Марина Пинская заметила, что в одной из карельских школ, которая участвовала в проекте, первый раз она просидела с директором в его кабинете четыре часа – и никто не зашел! Через несколько лет ситуация поменялась кардинально. Происходят изменения в форме уроков, используются новые технологии, дети становятся самостоятельнее. Родители отмечают, что школа стала доступнее. В одной из этих трех школ произошел прорыв в творческих конкурсах – участвуют в них теперь активно,  а прежде предпочитали не высовываться. Руководители всех трех школ изменили поведение, всем интересуются. И даже увеличился контингент этих школ.

На первом этапе мы определили 15 самых проблемных школ Карелии. 1 ноября семинаром в ИПК для их руководителей начнется второй этап работы с ними с целью повысить их эффективность.

Фото с сайта http://fskn.karelia.ru