Хроника

Время этнофутуризма

В фойе Национального театра открыта девятая выставка под условным названием «Левое фойе».
 
Одна из работ Дм. УчуваткинаНа этот раз темой заявлен «Этнофутуризм». Участники выставки –небольшая группа из пяти известных в Карелии художников, которые уже несколько лет подряд объединяются во временный союз для того, чтобы создать новую выставку в неизменном месте – левом фойе Национального театра.
В этом году общественность будет отмечать 160-летие выхода в свет полного издания в свет эпоса «Калевала». Пятеро мастеров – Аркадий Морозов, Георгий Иванов, Дмитрий Учуваткин, Илья Растатурин и Ирина Порошина – этому событию посвятили выставку, еще раз подтвердив мысль и идею о том, что «Калевала» как мощный пласт мировой культуры является источником вдохновения для художников XXI века.
Идея их выставки заключается в несколько ином походе. «Мы, современные художники, – говорят о себе авторы, – не меняя творческих позиций и жанровых приоритетов, предприняли попытку скомпоновать разные творческие подходы под «флагом» нового движения, посмотреть на свои работы с точки зрения этнофутуризма, ставшего уже признанным явлением современного искусства не только на художественных выставках, но и на этнических фестивалях и в музыкальных проектах».
Этнофутуризм возник на рубеже 80–90-х годов XX века в Эстонии, и выражается в обращении народа к своим культурным корням на фоне глобального доминирования культуры технократического общества. Суть его в том, что, «развивая этнические процессы в конструктивном творческом русле, этнофутуризм оказывается в этом смысле содержательной и уникальной практикой. Это направление дает чрезвычайную свободу для творческих поисков в искусстве, поскольку строится на синтезе архаического, аутентичного этнического материала и современных неакадемических форм культуры».
Выставка этой группы всегда интересна, их соединение в экспозиционном пространстве никогда не кажется надуманным и искусственным, напротив, союз этот выглядит естественным и органичным, хотя на этот раз и ощущается некоторая формальность подхода к объединению.
Наиболее оригинальным показался Дмитрий Учуваткин, особенно его арт-объекты в круге. В его по-детски радостных и простых, на первый взгляд, солнце и луне узнается символический алфавит древних людей. Эти работы держат всю экспозицию выставки. Как всегда, привлекают внимание композиции Аркадия Морозова и энергичные живописные полотна Ильи Растатурина. На вернисаже демонстрировалась коллекция национальных костюмов Ирины Порошиной. Остается сожалеть, что выставку можно увидеть только в антракте того или иного спектакля.
 
Фото автора