logo 9/2000

Контакты


УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ИЩУТ ПУТИ К ДЕМОКРАТИИ

А в результате даже самые слабые ученики начинают мыслить

"Вы специально подбирали таких умных учителей?" - с удивлением спросила коллег из Карелии Марина Короткова, доцент Московского государственного педуниверситета. На что наши с гордостью ответили: " У нас все историки такие умные!"

Такой обмен репликами я услышала на "круглом столе" в завершение семинара "Уроки Клио", на который пригласили более 30-ти учителей истории из районов Карелии. Он прошел в Петрозаводске в сентябре, а организовали его Европейская ассоциация учителей истории, Московский институт развития образовательных систем, Образовательно-инновационный центр ПетрГУ при участии Министерства образования и по делам молодежи РК и Комитета по образованию администрации Петрозаводка. Главным вдохновителем проекта с карельской стороны стала Татьяна Агаркова, директор Образовательно-инновационного центра при ПетрГУ.

Главная задача семинара - помочь карельским учителям истории в работе с учебными пособиями нового типа, которые подготовили российские авторы с учетом европейского опыта. Каждый учитель получил в подарок комплект для класса из трех учебников: "1945-1955. Послевоенное десятилетие", " Шестидесятые. Иллюзии и разочарования" и "Трудные пути к демократии". Учителей истории новые книги настолько заинтересовали, что они просили сделать семинар "Уроки Клио" постоянно действующим.

Но не только о сугубо методических приемах работы шла речь на семинаре - говорили о проблемах исторического образования в России. С некоторыми интересными суждениями хотелось бы познакомить читателей "Лицея".

Йоке ван дер Лееув-Роорд, исполнительный директор ЕВРОКЛИО (Нидерланды) убеждена:

- Никто так хорошо не знает историю, как преподаватели истории. Но они часто находятся под какими-либо внешними воздействиями - со стороны политических партий, религиозных конфессий и так далее. История - не только национальный предмет, в нем сильна международная проекция, усилить ее - одна из наших задач.

Александр Шевырев, доцент исторического факультета МГУ, поставил перед учителями трудные вопросы:

- Сегодня дети все больше вовлекаются в различные информационные потоки, но при этом они знают существенно меньше, чем их сверстники двадцать лет назад, потому что информация становится дискретной, разбросанной. Что делать - сузить объем необходимых знаний или, напротив, наращивать объем материала, чтобы они знали столько же, сколько мы? Еще одна проблема исторического образования - как решать проблему межэтнического конфликта в истории. В федеральном учебнике говорится о взятии Казани Иваном Грозным как о положительном событии. А в татарских учебниках это же событие представлено как трагедия татарского народа. То есть в обществе существуют прямо противоположные оценки одного и того же исторического явления, и люди разных национальностей ставятся в положение конфликта. Ученику должны быть предложены обе точки зрения, чтобы он понимал логику, по которой, скажем, Мазепа в России предатель, а на Украине - герой. И тогда будет поле для диалога, а не мордобоя.

Это не надуманная проблема: одна учительница на семинаре спросила коллег: "Как мне рассказывать ребятам о чеченской войне, если в классе у меня сидит девочка-чеченка?" Главным в такой ситуации - и с этим согласились все - должен стать принцип "Не навреди!"

Заведующий кафедрой общественных дисциплин Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Вяземский, что в бедственном положении учителя виновато государство.

- Как может учитель, работая вне информации, сформировать шкалу ценностей, тем более в эпоху деструкции? Но если у нас в стране произойдет улучшение экономической обстановки, общество предъявит более жесткие требования к учителю, - прогнозирует он. Вяземский считает, что с появлением стандартов исторического образования должны быть проведены тренинги учителей по их освоению. Он заметил:

- Сегодня учитель истории - более не идеолог. В нашем проекте "Уроки Клио" акцент делается на культуру мыслительных операций.

И это блестяще продемонстрировал Рональд Донк, заведующий кафедрой истории голландского колледжа повышения квалификации учителей. С карельскими учителями он всесторонне рассмотрел Карибский кризис, опираясь прежде всего на первоисточники, избегая каких-либо оценок, доискиваясь до причин конфликта. Сидящий рядом со мной Владислав Сорокин, соавтор одного из учебных пособий, на мой недоуменный вопрос, зачем взята столь скользкая тема, пояснил: "Здесь не политика - Рональд учит мыслить". Не случайно голландские ученики Донка в конце изучения темы пишут индивидуальные сочинения, в которых они должны сформировать собственный взгляд на нее.

Любопытно завершилось занятие Рональда Донка. Он спросил: " Звучало ли сейчас то, с чем вы не согласны?" Но наших учителей волновало иное: " А эти материалы вы нам оставите?" Они имели в виду карты со схемой размещения ракет во время Карибского кризиса и другие необходимые источники, без которых собственного взгляда не выработаешь.

Когда обсуждали новые пособия, все участники семинара сошлись в том, что благодаря им происходит "очеловечивание истории". В.В.Колыбин, учитель истории петрозаводской школы-гимназии №37, сказал:

- Новые пособия изменяют сознание учителя. Мы перестаем быть ретрансляторами фактов, подвигаем ученика к исследованию истории. Наши пути к демократии будут менее трудными.

Новые пособия увлекательно написаны, красочно оформлены, и ученики даже умоляют, чтобы их дали домой для детального изучения. Опыт учителя истории 13-й петрозаводской школы Михаила Гольденберга показывает, что работа по новым пособиям приводит к тому, что "даже непродвинутые дети начинают говорить". Да что ученики - учитель математики просил на ночь почитать эту книгу!

Учитель истории из Москвы Тамара Эйдельман, дочь знаменитого писателя, призналась, что на первой фазе проекта прогнозы у его участников были самыми мрачными: боялись даже, что в провинции за новый взгляд на историю им намылят шею. Но учителя истории - и Карелии, и других регионов - приняли новые книги на "ура". С одной стороны, Тамара Натановна сказала комплимент в адрес провинциалов, а с другой еще раз продемонстрировала, как плохо знает нас Москва.

Александр Шевырев привел слова русского публициста Михаила Каткова: "На уроке математики ученик изучает математику, на уроке истории - личность учителя". На семинаре прозвучала любопытная информация: Россия - одна из немногих стран, где один из самых высоких рейтингов у школьников имеют учителя истории. Вывод напрашивается сам собой - значит, личность наших историков стоит того, чтобы ее изучать.



Наталья МЕШКОВА


Редакция | Наш форум